За месяц до Олимпиады во Франции все местные СМИ пишут исключительно о подготовке. Это естественно, главные Игры Мира — событие, которым страна будет гордиться еще десятилетия. И главная гордость этой Олимпиады — широкое внедрение искусственного интеллекта. Вот только настойчивость, с которой СМИ твердят исключительно о высоких технических достижениях, наводит на мысли, что другие менее приятные темы журналисты старательно «не замечают».
Высокие и экологичные технологии в Париже
Новых стадионов Париж строить вообще не планировал. В основном спортсменов будут принимать объекты, построенные в начале 90-х годов, слегка реконструированные под новые нужды. Но есть на карте Олимпийских игр и настоящие памятники архитектуры. Расположенный в пригороде Парижа Ла-Гарен-Коломб стадион «Ив дю Мануар» был построен в 1907 году. Он стал главной ареной для Олимпиады 1924 года. В этом году он тоже будет задействован, естественно, после реконструкции.
И это не рекорд. Самый старый спортивный зал, который будет принимать зрителей в 2024 году — велодром «Парк де Пренс». Дата возведения — 1987 год. И хотя за полтора века не раз поднимался вопрос о его безопасности, велосипедисты снова выйдут на дорожки.
О новых объектах во французских СМИ стараются не писать. Если и упоминают, то только в разрезе экологичности и скорости возведения. Дело в том, что это не капитальные постройки, а времянки, которые сразу после Олимпиады будут снесены. Прессе говорят о некоем экологично растворимом металле, которым обшиты здания, биотехнологических разлагаемых полимерах. Вопрос же, насколько прочными являются конструкции из таких экспериментальных материалов, старательно обходится. Ранее они нигде не применялись. Готовы ли «одноразовые» трибуны к экстремальным нагрузкам, неизвестно.
Одноразовые конструкции вообще на этой Олимпиаде — хит! В частности, одноразовыми будут кровати для спортсменов. Технологию, разработанную еще для игр в Токио, применят и в Париже. Тогда обитатели олимпийской деревни емко прозвали их «антисекс» — в коронавирусный период такие конструкции действительно были призваны минимизировать половые контакты между участниками соревнований. Кровать выдерживает всего 200 кг и боится резких движений. Интим действительно становится проблематичным.
Коронавируса в Париже уже нет, зато есть клопы. Эту проблему тоже стараются замять, но над ней шутят даже на центральный французских каналах. И опасения, что спортсмены будут покусаны кровопийцами, выражали многие иностранные делегации. Одноразовыми картонными кроватями оргкомитет решает сразу две проблемы — и бюджетной мебели, и гарантий отсутствия клопов.
Впрочем, даже в презентации картонных кроватей акцент делается не на беспорядочных половых связях, и даже не на профилактике укусов, а на применении технологий искусственного интеллекта. К каждой из кроватей предлагается по три матрасных блока разной жесткости, ИИ рассчитает необходимую комбинацию с учетом роста, веса и конституции каждого спортсмена. При таких «умных» матрасах картонная основа — уже мелочь.
ИИ-комментарии
Еще одно новшество — комментатор-нейросеть. Голосом легендарного Эла Майклса события будет освещать искусственный интеллект. Авторы идеи сразу объявили, что 79-летний комментатор сам в восторге от результатов. У фанатов же другое мнение — вместо живых эмоций им предлагается слушать записанные заранее фразы, которые искусственный интеллект будет вовремя вбрасывать в эфир. И хотя авторы планируют генерировать более 9 млн фраз и комбинаций, вкус трансляций это явно портит.
ИИ-наблюдение
В отличие от широко распиаренного ИИ-комментатора, ИИ-наблюдение практически не анонсируется. Проблема в том, что система безопасности, которая, по сути, может показать онлайн местоположение любого болельщика (местного и гостя города) по сути нарушает закон о праве на частную жизнь. Оформляя билеты, болельщик фиксирует свою биометрию, и с этого момента камеры его ведут все время пребывания в стране (или другой стране, где используется эта база). Предупреждая вопрос, отвечаем — сервера находятся в Штатах.
Получается, что один запрос на сервер, и некто будет иметь полное представление о перемещениях и местоположении с точностью до метра. А это уже прямое вмешательство в личную жизнь. Впрочем, зато правоохранительные органы обещают в течение считаных минут находить преступников. Достаточно тех же двух кликов, и система покажет, кто был в момент преступления в непосредственной близости.
Даже общественники пропустили и еще один момент — после Олимпиады никто не будет демонтировать эту систему. У компании, которая будет обрабатывать данные, долгосрочный контракт. По сути данные о каждом французе и госте страны останутся в США на веки. А это уже почище прослушивания Макрона и Меркель.
ИИ-профилактика
В части предупреждения преступлений IT-специалисты обещают пойти еще дальше. На прошлой неделе они объявили, что искусственный интеллект будет заранее предугадывать и моделировать поведение болельщиков. Якобы система обрабатывает характерные черты характера и реакции на события разных групп, что позволит заранее понять, где вспыхивать конфликты.
Удивительно, но эту новость пропустили мимо СМИ, которые в любом событии видят признаки расовой и национальной дискриминации. Известно, что искусственный интеллект будет приписывать разным нациям якобы характерные черты, что в толерантном государстве давно считается недопустимым. К тому же прошлый эксперимент провалился — ИИ начал оскорблять и называть опасными чернокожих, и программу закрыли.
В этот раз, видимо, «это другое». ИИ будет еще до начала драки показывать, кто «будет» в ней участвовать, а полицейские будут принимать упредительные меры. Хочется только верить, что сценарий фильма «Особое мнение» не повториться в реальности.
Современные технологии — средневековые проблемы
Самое интересное, что на фоне презентаций всевозможных ИИ-новшеств СМИ, как по команде, забыли темы, которые мусолили еще месяц назад:
- Грязную до опасного Сену — сам Макрон обещал искупаться в ней, чтобы показать, куда потрачены 1,4 млрд евро выделенные на очистные сооружения, но мероприятие отменили. При этом обещал громко, отменили тихо. Официальная причина — опасно высокий уровень воды, не позволяющий французскому президенту окунуться.
- Бомжи и грязь в городе. Впрочем, бомжей уже действительно почти всех вывезли, а улицы очистили. Метро, которое традиционно пахнет испражнениями, тоже обещают почистить, хотя и называют этот аромат «спецификацией».
- Забастовки. Бастуют в Париже все. За месяц до события к акции присоединились даже строители. Они заявили, что на объектах ведется эксплуатация иностранных строителей, и обещали сорвать сроки сдачи, если их деятельность не легализуют. Пока вопрос не улажен. Кроме них бастуют с переменным успехом авиационщики, медики, транспортники, педагоги, уборщики. Каждый из профсоюзов обещал внести свой вклад в Олимпиаду.
- Уровень преступности. Ровно за месяц до Олимпиады снова поднять этот вопрос пробовала британская пресса. Англичанка подверглась групповому изнасилованию в центре Парижа. Неизвестные просто выхватили ее из толпы, оттащили за угол и надругались, снимая все на телефон. Французская же полиция развела руками, посоветовав не ходит по одиночке.
Остается надеяться, что казахстанские спортсмены прислушаются к рекомендациям, будут ходить только группами в сопровождении сборной по тяжелой атлетике или борьбе, а на посещение «чистейших», хотя и не проверенных Макроном местных пляжей у них просто не останется времени.