Текущая ситуация буквально под боком в Украине обострила и ускорила все макроэкономические течения. Но она же показала и другой факт, — в век интернета, 5g-связи и нанотехнологий самым полезным из ресурсов остаются люди. Именно поэтому за мозги и здравый смысл ведется такая ожесточенная борьба, не менее острая, чем на поле боя. И победить иногда и сложнее, чем в рукопашной или позиционной артиллерийской войне, — не всегда получается даже понять, кто враг.
Век другой — инструменты те же
Самый простой пример исторического использования информационного ресурса — революция 1917 года. Первое, что потребовал захватить В. Ульянов-Ленин, запустив маховик «народного» восстания, — телеграф, почтамты. Правительственные здания значились в этом списке значительно ниже. Если сравнивать с веком 21-м — это телевизионное и интернет-вещание. Да, современным «революционерам» приходится сложнее, так как централизованной точки передачи информации нет, и выдавать в эфир какие-то сведения и мнения может любой гражданин. Но в этом и плюс, — купить и «зарядить» отдельное частное лицо гораздо проще, чем государственную структуру. И даже «захватывать» что-либо в прямом смысле не придется. Ресурсов же, чем купить, достаточно — кому-то нужен пиар, кому-то теплое место в правительственном корпусе, кому-то банально деньги.
Финансовый вопрос тоже решается не по-новому. Как и в 1917-м, так и в 2017-м деньги поступают в основном из-за границы. Ленина на листовки, приобретение оружия и подкуп нужных людей спонсировала Германия, а современные структуры на территории СНГ — в основном англосаксы.
Сама деятельность тоже изменилась мало, — основной задачей можно назвать разогрев масс подачей нужной информации. Разница состоит только в необходимости ориентироваться на неопровержимые факты, а уже потом подменять понятия. Но от этого ложь становится только более похожей на правду.
Как это работает на практике:
- Берутся простые и понятные факты с кадрами, облетевшими весь мир, — некто (никто не скрывает, что Украина, но и не подтверждает) взрывает на мосту машину с человеком за рулем. Одновременно погибает семья в соседней машине. Россия на несколько часов лишается одной автомобильной ветки, перестраивается на паромное движение. Обещает за месяц все восстановить.
- В ответ РФ наносит ряд ракетных ударов. Повреждены объекты военного назначения, штаб иностранных наемников, несколько принадлежащих МинОбороны Украины офисов, ремонтные цеха.
- Всего выпущено порядка 40 ракет, погибло 10 человек.
Со стороны становится понятно, что РФ рассчиталась за мост и показала, что такие диверсии будут жестко пресекаться. Кто-то, взглянув на дымящиеся в центре Киева руины, мог бы заикнуться о переговорах и остановке военных действий. Но с этого момента начинается работа «спящих», где бы они не находились. Примеры, которые несложно найти в сети, если пролистать странички лидеров общественного мнения даже в Узбекистане:
- Зафар Хашимов (крупный предприниматель, владелец сети продуктовых магазинов, такси и обувных центров) пишет о партизанах, но героями-партизанами называет украинцев, которые взорвали мост;
- блогер Никита Макаренко откровенно издевается, предполагая, что опоры моста подгрызли бобры;
- Азиза Умарова (открыто хвастающаяся, что у нее самая дорогая реклама в Узбекистане) резко подняла вопрос гуманизма и предложила на примере обстрела центра Киева учить детей общечеловеческим ценностям, естественно показывая варварство и жестокость России.
И дело сделано. Традиционно активная молодежь смотрит на своих кумиров, верит им. Она не будет проверять факты или искать в сети предпосылки, — ей достаточно пенки с поверхности. А под этой пенкой и погибшие в теракте на мосту люди, и намеренно оставленные в 2014 без воды целые регионы Крыма (Украина перекрыла канал), и взорванные опоры ЛЭП на том же полуострове. В пенке спрятался и факт, что при желании «кровожадный» Путин мог тремя ракетами снести половину Киева, а ударил только по нежилым объектам, рассчитав время и точки до метра. Об этом не говорят, так за это не заплачено, — а раз не говорят, то этого не было. И это нагнетание идет ежедневно со смакованием фактов и демонстративными слезами.
Гибридная, информационная, кровопролитная
«А дальше не надо ничего делать. Разогретая и настроенная толпа сама сделает все, что необходимо. Раз Россия такая жестокая — ее надо отменить, граждан поставить на место, товары запретить, памятники уничтожить. И даже гнев масс понятен и обоснован», — Зафар Хашимов красиво провел параллели между фашистскими расстрелами за диверсии в 1941-1945, выставив именно русские войска убийцами и карателями. А практически в каждой узбекской семье, как и русской, еще жива память и нескрываемая ненависть к фашистам. Остается только показать, кто именно сейчас фашист. Потери РФ (республик Донбасса, Крыма, приграничных Брянска и Белгорода) надо принизить, показать их недостаточными поводами для ответа. Агрессию надо показать необоснованной, а еще лучше — национальной чертой.
На этом фоне хорошо заходят и темы национального самосознания и патриотизма, в котором ничего плохого на самом деле нет. Но важна подача — я узбек или украинец, потому что я люблю свою страну и Родину, или я узбек, лишь бы не русский. Посыл прост и беспрогрышен, — русские плохие, кровожадные, тупые, поэтому я не русский. И с истинным патриотизмом это «кто не скачет, тот москаль» ничего общего не имеет.
Именно поэтому в ход идут рассказы про бобров и сомов, «подгрызающих» мост. Кто-то скажет, что это просто неудачная шутка, но ошибется, — это хрестоматийный психологический прием. Ведь гораздо проще сказать себе «поджарили колорадов», чем признаться «да, мы сожгли заживо полсотни человек в Доме Профсоюзов в Одессе, мы расстреливали спасающихся из окон и добивали обгорелых до костей земляков, а также заперли в горящем кабинете беременную женщину». Сказал «колорад», что ассоциируется с противным навязчивым жучком, и на душе стало легче. Повторил 10 раз — и мозг автоматически притупил совесть. А если еще и лидер мнений подтвердит, «ты прав, это не беременная, а враг и диверсант», то и спать спокойно можно. И склонность к таким манипуляциям говорит не о жестокости, а наоборот, о факте наличия совести, которая требует хоть какого-то обоснования, она не хочет верить, что человек способен на такое.
Ничего не изменилось. В 1918-м от не хотящих верить в убийство детей долгое время скрывался расстрел царской семьи Романовых, в 2022-м убитых в Изюме учителей (помощников на референдуме) в Украине назовут диверсантами, готовящими правительственный заговор. Жестоки и циничны не люди, а манипуляторы, авторы потертых, но веками работающих, методичек.
Рабство как свобода или Немного Оруэлла
Еще один шаг этой работы необходим на случай или время, когда все-таки часть общества или заранее свободная от пропаганды, или более грамотная, или недостаточно обработанная на первом этапе, начинает задумываться.
На днях один из запорожцев записал видеообращение к гражданам Донбасса. Он извинился и сказал, что именно сейчас их понимает. Он их понял, оставшись без света и воды под сиренами. Короткое видео не дает ответа, что именно привело молодого человека к таким размышлениям. Может быть, он вспомнил, как Порошенко кричал с высокой трибуны, что дети Донецка будут сидеть в подвалах. Может быть, память выдала, как Фарион публично ругала в детском саду девочку Маша, заявляя, что трехлетнюю малышку с русским именем выгонят в Россию. Может быть, он пересмотрел тезисы Зеленского перед выборами — заявления о готовности прекратить обстреливать Донбасс и провести референдум. Возможно, этот мужчина, достаточно смелый, учитывая обстановку, посмотрел «вражеский» канал и узнал, что 10 погибших в день обстрелов пострадали из-за ПВО, которая сбила ракеты над жилым домом. Погибших от самих авиаударов нет, и даже пришлось делать постановки, чтобы западная пресса сделала кадры с кровью. Возможно, он увидел удар мирной площади Донецка среди дня, взрыв кассетной (запрещенной всеми конвенциями) ракеты в толпе на вокзале Краматорска или расстрел в упор журналистов на херсонской переправе.
Но и от таких проблесков сознания и совести есть противоядие. Надо просто сделать, чтобы ненужных фактов просто никто не увидел. Делается это элементарно за три этапа:
- объявить другое мнение вражеским, пропагандистским, продажным;
- выдать компромат на лидеров другого мнения;
- запретить, закрыть.
Еще можно припугнуть, открыто или тайно, просто пообещав сроки за распространение другой точки зрения. Самые гуманные в этом списке воздействий — лишение аккредитаций, уменьшение эфирного времени, суды и иски.
Кажется, что это что-то невероятное и в век интернета и свободы такого не может быть? Но достаточно обернуться на Украину с одним каналом и уголовным преследованием за опубликованное с места видео. Да, за видео без комментариев и оценки, то есть за чистую правду, можно получить статью Госизмена и до 15 лет. И факты таких задержаний есть.
Кажется, что это все война и паника? — но и в мирном Узбекистане Рабимов, а ранее посол Дорошенко открыто призывают отключить российские каналы, уменьшить процент русскоязычных ресурсов. Волна уже набирает силу, достаточно посмотреть новостную повестку — власти города Чирчик призывает население отказаться от русского языка, с больших трибун все чаще вбрасывается тема о репрессированных узбекистанцах, пострадавших от СССР (можно читать России), СВО подается под определенным углом. А другую точку зрения предлагается отключить и убрать. И после этого с разгоряченной и жаждущей выплеска справедливому и понятному гневу толпой можно делать все, что угодно. Ружье заряжено, останется нажать курок.