Астана встретила президента Франции Эммануэля Макрона. У европейского гостя запланирована большая программа, но уже понятно, что в ней нет пунктов, которые интересуют Казахстан. Макрон хочет говорить об уране и евроинтеграции против России, а Токаев о давно задуманной АЭС. И экспертов это не удивляет — они давно предупреждали, что атомная станция является только предлогом.
Интересы Макрона в Казахстане давно понятны. В этом году Франция лишилась своего главного источника урана. При этом речь идет даже не просто о сырье по низким ценам, а в принципе о возможности покупать уран. Правительство Нигера, обидевшись на явно колониальные замашки французов, отказалось сотрудничать с бывшей метрополией. Франция на пороге зимы осталась без источника электроэнергии. Разрывая отношения с Россией, Франция не думала, что что-то может пойти не так.
Казахстан имеет огромные урановые месторождения. По самым скромным подсчетам это до 40% мировых запасов. Естественно, Макрон хочет приложиться к этому бесценному богатству, оттеснив от него Китай. Сотрудничество Казахстана с Россией, которая готова наладить для РК не только добычу, но и переработку, что дает возможность выгодной перепродажи, Франции тоже не выгодно. Макрон будет продвигать евроинтеграцию по всем направлениям, до которых сможет дотянуться.
Именно для этого в РК приехала столь обширная делегация, представители всех ключевых секторов:
- агропромышленного;
- энергетического;
- горнодобывающего.
Кого нет в этом списке? Да, именно представителей атомной энергетики — того направления, в котором заинтересован сам Казахстан, практически готовый к подписанию договора на строительство АЭС. Вот только готова ли Франция строить эту станцию, как заявляет. Ряд экспертов готов поклясться, что все претензии на строительство станции от Франции — обман. Она не способна справиться с таким проектом. В качестве доказательства приводятся простые цифры:
- последний реактор, который запускала Франция, был построен в 1999 году, то есть четверть века назад;
- из 56 построенных Францией реакторов в настоящий момент работает 31 (в лучшие годы цифра доходила до 80%), причина остановки — технические проблемы и риски;
- проекты 2005 и 2007 года, развернутые в Финляндии и самой Франции, до сих пор не завершены, при этом обслуживающая компания откровенно признается, что у нее нет ресурсов и техники для продолжения работ.
Казахстану Франция может предложить все то же самое — сотрудничество со своим монополистом, который уже раздул смету для Финляндии в 4 раза по отношению к заявленной. Экономисты уже посчитали, что запущенный реактор будет оправдываться в течение 700 лет. И то, если будет работать со 100% загрузкой. Обратиться к кому-то другому Финляндия не может — технологии несовместимы.
Знает об этом Макрон? Конечно знает, поэтому и не хочет в глаза ничего говорить о АЭС. На такие авантюры есть чиновники, которых потом можно уволить и на которых все свалить. Они пока будут искать причины не отдать контракт России и рассказывать зеленым об ужасающих последствиях строительства станции. Именно поэтому в программе визита есть все, кроме необходимой Казахстану атомной электростанции.
У Франции колониальное мышление, где бы у кого либо взять подешевле, в Нигере вообще за бесценок покупали и тут думают обьегорить.