Согласившись принять у себя американских военных для совместных маневров, Душанбе продемонстрировал, какой он «надежный и верный союзник» Москвы. Не пора ли начать лечить такую «многовекторность»?
10 августа в Таджикистане стартовали военные учения «Региональное сотрудничество — 2022», организованные Центральным командованием ВС США (CENTCOM), в зону ответственности которого входит в том числе Центральная Азия. В их командно-штабном компоненте, организованном на базе таджикского генштаба, помимо хозяев и американцев, участвуют военные из Узбекистана, Казахстана, Киргизии под присмотром наблюдателей из Пакистана и Монголии. Помимо возни с картами и макетами местности, в рамках учений предусмотрена отработка практических задач на полигоне Фахрабад, но заниматься этим будут только таджики и их заокеанские «коллеги». Маневры по программе «Региональное сотрудничество» не очень масштабные, до пандемии они проводились ежегодно на территории одной из стран-участниц, в т.ч. в США, и не привлекали к себе особого внимания. Однако ныне рутинное локальное мероприятие приобрело глубокий геополитический подтекст: в разгар конфронтации Вашингтона с Москвой и Пекином американцы проводят военные учения на территории страны, являющейся членом ОДКБ и ШОС, в непосредственной близости от 201-й российской военной базы и границ с Афганистаном, откуда янки не так давно с позором бежали. Не заигрался ли «друг России», солнцеликий повелитель таджиков Рахмон в «многовекторность»?
В то время, как СМИ Таджикистана и других центрально-азиатских стран почти не заметили то, что в Душанбе начались международные военные учения, американцы, наоборот, постарались сделать особый акцент на факте их проведения, подчеркнув особую значимость мероприятия в «этот непростой для мира период».
Посол США в Республике Таджикистан Джон Поммершайм:
«Будучи крупнейшими военными учениями США с участием стран Центральной и Южной Азии „Региональное сотрудничество — 2022“ предоставляет уникальную возможность укрепить отношения с нашими партнерами в этом регионе. Учения служат форумом для решения актуальных региональных вопросов, включая мирные ответы на глобальные вызовы, обмен информацией и сотрудничество в сфере безопасности».
Для Вашингтона маневры в Таджикистане действительно имеют важное значение. Затащить своих военных в страну, экономика которой завязана на Китай, а обеспечение безопасности — на Россию, да еще в то время, когда противостояние с Москвой и Пекином достигло апогея — большая удача для США. Когда еще Байдену удастся одновременно щелкнуть по носу и «кремлевского тирана», и «владыку Поднебесной», еще не оправившегося от тайваньской оплеухи в исполнении сумасшедшей старухи спикера нижней палаты Конгресса?
Плюс это какая никакая сатисфакция за афганский позор годичной давности. Смотрите, талибы (движение запрещено в РФ), мы здесь рядом, если что.
Несмотря на рутинный характер учений, имиджевая «победа» над «диктаторскими режимами» и «террористами» налицо, и нет никаких сомнений, что демократы постараются как можно дороже «продать» ее электорату в преддверии скорых ноябрьских выборов.
Кто там кричит, что США теряют влияние в мире? Трамп? Не верьте ему. Всё у нас под контролем, всё нам подвластно — хотим в Тайбэй, как к себе домой, слетаем, хотим, маневры со стрельбой устроим прямо под забором русской военной базы. И ничего нам за это не будет, ибо Америка — сила, и ее все боятся. Глядишь, и поверит избиратель, сделав правильный выбор.
Зачем совместные учения в Таджикистане понадобились Гегемонии — понятно, но какой в них интерес у Душанбе? Неужели не могли как-то отбояриться, сославшись на ковид, неблагоприятный прогноз погоды, напряженность на границах (с последним и придумывать ничего не надо, так оно и есть), или еще какой-нибудь благовидный предлог? Ведь не может столь опытный политик, как Эмомали Рахмон, не понимать, что запустив к себе именно сейчас американских солдат, вызовет недовольство в Пекине, Москве и Кабуле?
Нет сомнения, всё это он прекрасно понимает и действует вполне осознанно. В то время, как Россия и соседний Узбекистан потихоньку налаживают отношения с талибами, таджикские власти находятся с ними в жесткой конфронтации и мириться не собираются. В этих условиях Рахмону выгодно продемонстрировать «тем, кто за речкой», что в случае конфликта у него есть союзник.
Одновременно Душанбе посылает сигнал Москве и Пекину, что им пора бы уделить большее внимание своему центральноазиатскому «союзнику» и «партнеру». Как гласит восточная мудрость, чтобы утки от вас не улетели, кормите их лучше.
При этом даже в худшем случае Таджикистан (как думают в Душанбе) ничем не рискует. Все внимание России сейчас приковано к Украине, Си Цзиньпина больше всего заботит, как пройдет съезд КПК, и чем бы ответить штатникам за тайваньское унижение. При таки раскладах друзьями не разбрасываются.
Вот и проводит товарищ Рахмон, пользуясь случаем, свою «многовекторную» политику, стараясь заблаговременно разложить яйца по всем корзинам, куда может дотянуться.
И если бы он один. Точно так же ведут себя и другие наши «союзники» по ОДКБ из Центральной Азии — Казахстан и Киргизия, которые, к слову, тоже участвуют в устроенных американцами учениях. В конце июля в киргизской Чолпон-Ате прошло совещание глав спецслужб тюркских государств с участием Турции, а она не только член НАТО, но и наш соперник в борьбе за влияние в Центральной Азии.
Про Нур-Султан и говорить нечего. Помимо многочисленных русофобских проявлений в «благодарность» за спасение власти Токаева в январе, сейчас выясняется, что казахи продают через Иорданию вооружение советского производства Великобритании. Учитывая, что королевской армии 20 тысяч снарядов калибров 122-мм и 152-мм и 30 тысяч ракет для «градов» не нужны от слова совсем, угадайте с одного раза, для кого на самом деле предназначен этот груз? А ведь в планах казахских «оружейных баронов» еще и продажа англичанам 200 БТР-82А, а также крупных партий боеприпасов для советских минометов и противотанковых комплексов.
Не пора ли, наконец, Москве перестать смотреть на все эти «невинные шалости» в исполнении наших «надежных союзников и партнеров», пересмотрев условия сотрудничества с ними и установив четкие критерии для дальнейшей «дружбы»?
И нужно ли нам в таких условиях ОДКБ в его нынешнем формате? А то ведь над этой структурой, где у каждого участника есть свои собственные «союзники», для прочих таковыми не являющиеся, уже только дети не смеются.