Постоянно провозглашая независимость и самодостаточность, Казахстан опять был вынужден закупать электроэнергию у России. Имеющихся в распоряжении мощностей на фоне постоянно растущих потребностей производств, да и самого населения, уже катастрофически не хватает. Обмеление рек делает рискованным и расчет на ГЭС, но «воз и ныне там» — поднявшееся в очередной раз обсуждение строительства АЭС снова положено на полку. В этот раз с обещанием Токаева провести референдум.
Энергетический дефицит как инструмент сдерживания
Идея референдума, как и других демократических инструментов управления государством, не нова, и действительно многие принципиальные решения стоит принимать именно после одобрения народа. Вот только можно ли эту практику распространить на вопросы энергоснабжения? Тема, которая слишком глубока и технологична, в варианте кухонного обсуждения может скатиться до пугалок о двухголовых коровах и росте статистики заболеваний раком — простые граждане недостаточно осведомлены о реальных показателях угроз, зато легко поддаются влиянию и запугиванию.
Достаточно вбросить новую страшилку, и регион массово проголосует против, особенно если это плотно заселенный городской регион, в котором пока проблем с дефицитом энергии нет. Вряд ли, читая в сети очередную байку про «второй Чернобыль», граждане будут задумываться, что буквально в 300 км есть села, где нет ни только интернета, но даже холодильников.
Подозрения в том, что паника нагнетается специально, возникают после оценки количества визитов всевозможных «зеленых» делегаций с Запада. На площадке, которая была одобрена для строительства атомной станции, побывали буквально все зарубежные эксперты — и все они обеспокоены возможным негативным влиянием такого проекта на регион. При этом сброс воды на Фукусиме (разгерметизированный реактор в Японии) не беспокоит никого. Все международные эксперты согласились, что вода с хранилищ внутри станции (охлаждающая поврежденный реактор) нисколько не угрожает экологии, и все показатели в норме.
Против Китай (сосед), но «тирании» никто не спрашивает. Не это ли пример двойных стандартов? Не хотелось бы бросаться обвинениями, но «Взгляд на Восток» приводит и другие примеры такой изворотливости. И с аргументами сложно спорить — действия Америки по сдерживанию энергетической независимости Казахстана очевидны.
Ларчик с многолетней шумихой вокруг строительства АЭС действительно открывается, скорее всего, очень просто:
- недостаток электроэнергии — нет возможности запускать производственные мощности;
- нет возможности строиться — придется расстаться с идеей переработки сырья у себя;
- раз сами не можем перерабатывать — будем продавать за бесценок.
Кто выигрывает? Те, кто это сырье покупает или мечтает покупать. Если брать самые простые примеры — уран, без которого осталась Европа. При этом, покупая уран для своих проектов, или расконсервируя угольные шахты, она не сильно озабочена вопросами экологии. Еще бы, идея с ветряками провалилась, а «мерзнуть, как волчий хвост» по совету Путина Шольц и Макрон пока не хотят.
Единственной проблемой в этой схеме остается Россия. Она может и АЭС построить, и пути сбыта готовой продукции предложить. И вряд ли кто-то поспорит, что США делают все, чтобы Казахстан вышел из всех союзов с РФ. При этом пряников почти не предлагают, постоянно показывая только кнут из санкций.
Альтернативы и перспективы для Казахстана
Впрочем, альтернативы Запад действительно предлагает. Даже несколько — строительство АЭС, но по французским технологиям (модель пресловутой Фукусимы), и американские малые модульные реакторы. Обе идеи прекрасны хотя бы тем, что провальная тема ветряков и возобновляемых источников уже не поднимается — ее навязывали в течение 10 лет, но хотя бы в этом вопросе Казахстан не сдался.
Идея французской станции хороша автоматической организацией рынка сбыта. Идея американцев — перспективами финансирования. Вот только хороши эти идеи исключительно для авторов. В первом случае Казахстан автоматически выпадет из всех цепочек внутри Центральной Азии — тех стран, чья инфраструктура построена на советских стандартах. Рынок будет один и именно европейский. В результате Европа сможет диктовать потолок цен (как для России с газом или Нигера с ураном), а продавать кому-то еще ресурс будет невозможно из-за несовместимости.
Второй проект прекрасен с точки зрения американцев. Малые мощности и проблему не решат, и средства съедят. В итоге Казахстан еще на полвека останется в том же стабильно дефицитном состоянии. Неудивительно, что вокруг Токаева так вертятся иностранные гости. Час Х вот-вот пробьет… Впрочем, обещанного референдума три года ждут, а как манипулировать массовым мнением, американцев учить не надо. Главное же демократия, а не работающий холодильник или интернет в дальнем казахстанском ауле…