Недавно в Чебоксарах состоялось масштабное научное мероприятие: Научно-практическая конференция с международным участием «Славяно-тюркский мир: история и современность», в работе которой приняли участие и ведущие учёные-гуманитарии Казахстана, представившие на форуме результаты своей исследовательской работы в области исторического и культурного взаимодействия славянских и тюркских народов.
Конференция, объединившая учёных из Казахстана, России, Азербайджана, Республики Беларусь, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, была нацелена на популяризацию богатого историко-культурного наследия этносов и укрепление добрососедских отношений между нашими государствами, установление более тесных контактов в научной среде.
В конференции приняла участие доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, эксперт Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета Альбина Советовна Жанбосинова, рассказавшая в интервью нашему порталу о тех скрепах, которые объединяют тюркские и славянские народы уже на протяжении многих веков — в истории и современности.
Альбина Советовна в чём, на Ваш взгляд, актуальность концепции славяно-тюркского мира, и каким Вы видите его будущее?
Славяно-тюркский мир — это закономерная историческая платформа, выстроенная много тысячелетий назад, начало которой положили скифо-сакские кочевники, расширили её массовым переселением на запад хунны-гунны, по всей территории от Алтайских гор на востоке до Карпат на западе. Тюркские племена и славяне находились в постоянном движении, во взаимодействии и соприкосновении. Это был единый мир, единая Евразийская цивилизация.
Американский политолог Сэмюэл Хантингтон, выдвинувший гипотезу о «столкновении цивилизаций», дал следующее определение:
«Цивилизация — это наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации… с общими маркерами, такими, как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, и субъективной самоидентификацией людей».
Менялись вывески племенных государственных союзов на территории Евразии; на смену тюркским каганатам пришла монгольская эпоха, её наследие — Золотая орда — оказалась своего рода стыковочным хабом, где сходились все пути как в восточном, так и в западном направлении. Тогда же был заложен союз Александра Невского с Сартаком, сыном Бату, — союз не только военный, но и побратимства.
И таких много примеров; здесь речь о том, что концепция славяно-тюркского мира закладывалась не нами, а нашими предками. Они строили будущее, понимая, что Евразия — это живой организм, где срослись корни двух народов: тюрков и славян.
Только в единстве и во взаимосвязи нас ждёт успех! Несмотря на то что все мы разные, нужно помнить о корнях: матрица памяти — это первооснова будущего славяно-тюркского мира, сама же концепция — это политика мягкой силы. За тридцать лет мы многое упустили, но главное, нам нельзя потерять самих себя и разорвать связи предков.
Альбина Советовна, Вы не раз принимали участие в Школе молодых тюркологов и алтаистов НОЦ «Большой Алтай» и говорили о том, что такого рода мероприятия способствуют рождению идей, помогают по-новому взглянуть на известные истины и полезны для формирования молодых исследователей. Какие идеи родились за четыре года работы школы? Можно ли говорить о конкретных результатах и проектах?
Школа молодых тюркологов и алтаистов НОЦ «Большой Алтай» — это шанс восстановить и заложить новые кирпичики фундамента взаимодействия между нашими странами.
Мы живём в удивительное время, на наших глазах произошло много событий: мы выросли в стране, которой сейчас нет, мы росли в идеологии коммунистической партии, мы были насквозь пропитаны идеями советского патриотизма. Что мы имеем сейчас?
Я ранее, лет десять назад, говорила, что нынешнее поколение — это потерянное поколение. Сейчас я могу сказать, что еще не все потеряно.
Школа молодых тюркологов и алтаистов пробуждает разум и интерес к прошлому, и заставляет задуматься о будущем. На текущем этапе, именно в школе молодые люди впервые узнают, что казахский поэт, писатель Олжас Омарович Сулейменов написал в 1975 году книгу «Аз и Я», которую изъяли отовсюду за очень «крамольную» для того времени мысль, что тот, кто писал «Слово о полку Игореве», знал тюркский язык.
Славяне владели тюркским языком, а тюрки — славянским. Славяне и тюрки взаимодействовали друг с другом, в том числе отметим, активные языковые заимствования на территории Евразии. О. Сулейменов писал, что монахи летописцы называли своими не только русских, но и чёрных клобуков, берендеев, торков и ковуев. А клички «поганый» удостаивались враги независимо от расовой и культурной принадлежности. Приводимые факты вызывают у молодёжи изумление, удивление и мотивируют на поиск новых аргументов, а это уже показатель того, что приоткрытая дверь может или закрыться, или наоборот, никогда не закроется, всё время будет нараспашку. Ей не позволит закрываться поток поиска информации. И тогда мы можем говорить об идеях и результатах.
Школа — это долго растущее древо!
Что, на Ваш взгляд, должно лежать в основе подготовки молодых учёных-тюркологов? Какое направление тюркологии, если подразделять эту науку на лингвистическое, историческое, этнографическое и культурологическое направления, на сегодняшний день требует большего внимания в обучении молодёжи?
Сложно сказать, однако, чтобы был результат, мотивация должна быть обоюдной. Каждое из указанных направлений занимает свою нишу, решает свои задачи, по отдельности вряд ли можно получить весомый результат. Тюрколог, зная только историю, вряд ли сможет прочесть тюркские руны, или описать оленные камни.
Значимым событием этого года для Вас стал выход из печати новой монографии «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах», написанной в соавторстве с профессором И. Козыбаевым. В научных кругах ваша работа, основанная на архивах НКВД СССР, вызвала определённый резонанс из-за противоречивого взгляда в нашем обществе на советскую историю Казахстана. Таким образом, Ваша монография подтверждает «колониальную политику СССР», или вы попытались дистанцироваться от политизации данной темы? В чём уникальность Вашей работы?
Любая книга, научный труд, посвящённый истории политических репрессий, может стать источником интереса, резонанса и других каких-либо эмоций.
Репрессии, а книга затронула проблематику Большого террора 1937-1938 гг., это было повсеместное явление на всей территории СССР, несмотря на то, что наша книга с Ильясом Манашевичем осветила историю только Казахской ССР, уникальность содержания книги в анализе тех событий, которые находились за кадром и до сих пор там находятся, в ведении в научный оборот совершенно новых материалов, вскрывающих те самые «лики».
Вопрос о колониальной политике СССР вообще не стоит и не стоял в указанной монографии. Он, во-первых, некорректен, а, во-вторых, что такое колониальная политика, как, например английская колониальная политика, американская колониальная политика — это особый режим политической и экономической власти с бесправным населением, нещадно эксплуатируемом колониальной властью.
«Советская колониальная политика» помимо масштабного строительства производственных комплексов, зачем-то строила школы, больницы, дома, создавая сеть дошкольных, средних, специальных, высших образовательных учреждений, медицинских центров, спортивных комплексов, обеспечивая бесплатное образование, медицину и прочее. Об этом как-то стесняются писать, говорить, но изредка позволяют себе прокричать: «ах, как нас нещадно угнетали», настроив заводы и фабрики.
К слову, даже в Кабуле, куда тоже зашла «советская колониальная политика», почему-то предпочитают жить в домах, построенных «колониальной властью». В их представлении это элитные дома.
Согласитесь, довольно-таки странная «Советская колониальная политика»!?
В этом году Вы также победили в конкурсе Комитета науки Министерства науки и высшего образования Казахстана «Лучший научный работник года» в номинации «Гуманитарные науки». От всей души поздравляем Вас с этим званием! Эта награда для Вас — стимул для дальнейшей активной работы? Что у Вас в планах, какие проекты?
Благодарю вас за поздравление! Любая награда или оценка твоей деятельности — это стимул двигаться дальше.
Планов много, и проектов тоже, работа 24/7 продолжается. Простите, озвучить не могу, сначала нужно сделать.