Проблема координации режимов водопользования и проблемы с паводками — сейчас особенно актуальны. Почему проблема воды, которой раньше не было, сегодня стала народным кошмаром? С этой целью мы решили взять интервью у ветерана водного хозяйства Бахыт Кантарбековой.
Бахыт Жумашевна Кантарбекова, ветеран водного хозяйства, инженер-гидротехник, со стажем работы более 40 лет. Аттестованный главный инженер проекта, эксперт по техническому обследованию зданий и сооружений, а также эксперт по авторскому надзору специализируется по обследованиям ГТС, объектов водоснабжения и водоотведения, систем ливневой канализации и дренажа, хвостохранилищ и золоотвалов.
На что именно сейчас государству нужно обратить внимание, касательно водопользования? Например, возьмём паводковый период. Очевидно, к большой воде в регионах готовы не были.
«Это очень большая проблема водопользования. Воду использовать нужно рационально. Мы прекрасно знаем, как в Казахстане в этом году прошёл паводковый период. Есть регионы, где всё прошло очень плохо. В соответствии с водным кодексом, у нас 8 речных бассейнов. И Карагандинская область попадает в зону влияния 4 бассейнов. Иртышский, Есильский, Балхаш-Алакольский и Нура-Сарысуский. Следует отметить, что из 8 речных бассейнов, самый скудный — это наш Нура-Сарысуский бассейн. Проблем здесь очень много. Их надо решать. А порой — решать некому, так как у нас дефицит кадров. Старение кадров.
Президент в своём выступлении обозначил, что водные проблемы достигли критического уровня. Надо решительно всё менять. Он отметил, что нужно менять структуру, подходы к воде. Я считаю, местным исполнительным органам нужно помогать Президенту, а не показывать красивые цифры, преувеличивать и говорить, что всё хорошо. У нас далеко не всё хорошо. У нас появилось очень много диванных экспертов-гидротехников, которые якобы всё знают. По их мнению, чуть ли не у каждого села нужно строить водохранилище. Опомнитесь! У нас нет лишней воды.
Давайте сначала разберёмся с существующими водохранилищами, которые уже не нужны. Они не служат народному хозяйствуи никакую пользу не приносят. Их надо ликвидировать. А на те, что напротив играют важную роль в регулировании режима рек, нужно обращать внимание и приводить их в порядок».
Сейчас вопрос с водой бурно обсуждают в социальных сетях. Говорят, что проблемы могут привести к дефициту воды в Казахстане. Согласны ли вы с такими прогнозами?
«Дефицит водных ресурсов — это глобальная проблема. Опять-таки диванные эксперты говорят, что воды много. Но это не так. Такой расход происходит один раз в сто лет. Это называется — уровень воды 1% обеспеченности. Это один раз в сто лет такое может быть или один раз в 80 лет. Но по законам гидрологии у нас сейчас маловодный период. И поэтому строить водохранилище возле каждого села — это безумие. Это неправильно. Нужно принимать другие меры.
Возьмём, например, Балхаш-Алакольский бассейн. Река Ели течёт из Китая, где вводят очень много орошаемых земель, которые находятся в верховьях реки. Почему у нас происходит дефицит воды? Потому что они с каждым годом увеличивают территорию орошаемых земель, строят водохранилища. И к нам вода в достаточном количестве не доходит. Воды Токырауын уже на протяжении 8 лет никак не дойдут до Балхаша. Видите в чём проблема?
Существует также проблема Иртыша и нашего канала имени Сатпаева. Иртыш берёт начало из Китая. До озера Зайсан он называется чёрный Иртыш. По нашей стороне он Ертис, дальше он течёт в Россию. Мы также очень зависим от них, понимаете? Жизнедеятельность целого региона зависит от этого. Поэтому наш канал имени Сатпаева важно беречь. Государство должно уделять этому больше внимания. Потому что в мире нет аналогов нашему каналу. О нём даже в мировых учебниках написано: единственная в мире рукотворная река протяжённостью 458 километров. Двадцать две насосные станции поднимают воду на высоту 428 метров. Канал обеспечивает водой Павлодарскую и Карагандинскую области. Уникальное сооружение, которое ввели 1974 году.
В сентябре у канала будет 50-летний юбилей, а реконструкция там не проводилась должным образом ни разу.
Но чтобы сооружение находилось рабочем состоянии, его ведь нужно поддерживать. Этому, почти единственному источнику водоснабжения такой большой территории, нужно уделять больше внимания».
Нужно ли нам опираться на опыт водопользования у других стран, или всё же нам нужно внедрять свои экологические стандарты. Не лучше ли сотрудничать с теми странами, которые страдают от таких проблем и совместно разработать общий подход к проблемам водопользования и эксплуатации гидротехнической инфраструктуры?
«Все наши сопредельные страны сохранили свои министерства мелиорации водного хозяйства. Они сохранили свои кадры. Они отправляют их за рубеж. Сейчас готовится проект водного кодекса. И в его основе заложен мировой опыт. Мы не возьмём плохое, а только хорошее. Допустим, все говорят — Нидерланды. Но там всё время воды много. Франция, Египет, страны СНГ. Посмотрите, в Кыргызстане, Узбекистане. Вечно на юге дефицит. Почему? Потому что, они связаны друг с другом. Трансграничные реки идут через Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. А страдает Казахстан, потому что находится между ними. Государство должно больше внимания уделать нашим каналам. Их надо беречь».
Специалист подытожила, что былую мощность водопользования и потенциал водных ресурсов, нужно восстанавливать. И к этой работе нужно приступать уже сегодня, ведь для нужного результата необходимы: время, средства, и, главное, квалифицированные специалисты. Сидеть в ожидании дефицита воды в стране — плохая идея. Нужно брать пример с других стран и сотрудничать с соседями.