Понедельник, 21 апреля, 2025
ДомойАвторские колонкиПрирода«Кто угодно рулит водой, только не водники!» — эксперт возмущена тем, как...

«Кто угодно рулит водой, только не водники!» — эксперт возмущена тем, как распоряжаются стратегическим ресурсом

В Брюсселе недавно прошёл Региональный водный форум Организации тюркских государств (ОТГ), организованный совместно с Венгерским агентством по продвижению экспорта и Институтом по предотвращению засухи. Участники обсудили вопросы регионального сотрудничества, устойчивого развития и внедрения инноваций для решения водного кризиса в Центральной Азии. Академик Шаин Мустафаев представил на форуме доклад «Ви́дение водного будущего и сотрудничество в области устойчивого развития в тюркских государствах», подчеркнув проблемы Аральского и Каспийского морей и необходимость эффективного взаимодействия в регионе. В рамках этого форума также была затронута тема казахстанско-турецкого сотрудничества в области водных ресурсов.

Казахстан активно обсуждает проекты с турецкими компаниями, такими как TEMELSU, которые могут заняться проектированием и модернизацией гидротехнических сооружений, водохранилищ и ирригационных систем на территории Казахстана. Кроме того, турецкие компании Afko и Akplas выразили намерение наладить в Казахстане производство современного ирригационного оборудования, что свидетельствует о росте интереса Турции к водной инфраструктуре страны.

Региональный водный форум Организации тюркских государств

Мы решили взять интервью у Бахыт Жумашевны Кантарбековой — ветерана водного хозяйства, инженера-гидротехника с более чем 40-летним стажем. Она — аттестованный главный инженер проекта, специалист по техническому обследованию зданий и сооружений, а также по авторскому надзору. Её профессиональная деятельность охватывает обследование гидротехнических сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, систем ливневой канализации и дренажа, а также хвостохранилищ и золоотвалов. Учитывая международный контекст и активизацию внешних игроков в этой сфере, нам особенно интересно узнать мнение опытного эксперта по водному хозяйству.

Бахыт Жумашевна, на ваш взгляд, почему зарубежные государства, такие как Турция или страны Евросоюза, проявляют к вопросам водного кризиса и состояния гидротехнической инфраструктуры в Центральной Азии зачастую больший интерес, чем сами государства региона? Причина здесь в отсутствии достаточных финансовых ресурсов, нехватке квалифицированных кадров и технологий, или всё же это нежелание самих центральноазиатских стран открыто признать и решать накопившиеся проблемы?

К проблемам водного кризиса в Центральной Азии и в Казахстане проявляют не только страны Евросоюза, а также США, Китай и т. д. Многие годы USAID финансировало многие проекты по водным ресурсам и ирригации. В частности, было проведено много работы по спасению Арала и реконструкции водохозяйственных систем в южных регионах, в том числе по опустыниванию земель. Результаты мы видим налицо. Дело в том, что у нас в Казахстане бассейновый принцип управления водными ресурсами, из них 7 речных бассейнов являются трансграничными (Китай, Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и даже Афганистан). Только Нура-Сарысуский бассейн формируется на территории Казахстана. Во всех странах Центральной Азии и в Китае бурно развивается орошаемое земледелие, уже сейчас чувствуется дефицит в воде, особенно в поливной период.

За 30 с небольшим лет с момента создания независимого Казахстана, упразднили Министерство мелиорации и водного хозяйства, знаменитый Жамбылский гидромелиоративно-строительный институт, где готовили высококлассных специалистов по гидротехническому строительству, мелиорации, инженеров -механиков, специалистов по сельскому водоснабжению и канализации, экономистов по водному хозяйству и т. д. Выпало целое поколение. С созданием Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан на правительственном уровне стали поднимать вопрос о восстановлении данной отрасли. Ведь обеспечение населения продовольствием в достаточном количестве и хорошего качества является национальной безопасностью страны. А это можно достичь на орошаемых землях в том числе. За годы независимости после упразднения отраслевого министерства был создан Комитет по водным ресурсам, которого перекидывали то в одно министерство, то в другое. Глобальные проблемы не решались на международном уровне, в частности, по использованию и охране трансграничных рек.

Паводки в Казахстане

В настоящее время Правительством принят ряд программ по восстановлению водной инфраструктуры, увеличению орошаемых земель с указанием источника финансирования. Разработан новый Водный Кодекс РК, прошёл обсуждение в Мажилисе Парламента и направлен в Сенат (по-моему). А что касается проявляемого интереса зарубежных стран, так это мы не можем решить полностью эту проблему в связи с недостаточностью финансирования, отсутствием квалифицированных кадров. Новых кадров за годы независимости не подготовили, и сейчас кто угодно занимается водным хозяйством, только не водник. Даже в новом министерстве и в Комитете по водному хозяйству в основном сидят непрофильные специалисты. У нас идёт старение кадров. Многие специалисты уже далеко преклонного возраста, уехали в другие страны и отошли в мир иной. Восстановившийся институт в Таразе пока подготовит специалистов нужно время. Да ещё неизвестно, кто их там учит. Поэтому тут ничего удивительного нет, что другие государства хотят заходить на этот рынок.

Сейчас обсуждается участие турецкой компании TEMELSU в ремонте и реконструкции гидротехнических сооружений в Казахстане. Насколько необходима и эффективна, на ваш взгляд, такая международная экспертиза для Караганды и региона? Был ли у Вас личный опыт общения с турецкими коллегами?

В первую очередь, я считаю, что министерству необходимо сделать ревизию всё гидротехнических сооружений, гидромелиоративных (ирригационных) систем, коллекторно-дренажной системы на орошаемых землях и не только, ливневой канализации. Также необходимо сделать ревизию месторождения подземных вод, определить запас, качество воды, приемлемых к питьевому водоснабжению и использованию в оросительных целях. Максимально использовать дождевальную технику, полностью отказаться от орошения по полям и бороздам (это в южных регионах страны).

Канал Сатпаева

Касательно нашей области, то тут полностью провал, можно сказать. Сейчас на мою голову посыпятся камни, но я вынуждена это сказать. В нас в Карагандинской области в акиматах и госорганах нету ни одного профессионального водника, от слова ни одного. Даже в Карагандинском филиале РГП на ПХВ «Казводхоз» Министерства водных ресурсов и ирригации последние узкопрофильные специалисты ушли на заслуженный отдых. Поэтому, если есть желание турецкой компании поработать у нас в регионе, почему бы и нет. Только надо учесть специфику нашего региона, это климатические условия. У нас же работала китайская компания. Они проводили реконструкцию и модернизацию Ынтымакского водохранилища, построила миниГЭС. В настоящее время нормально эксплуатируется. У меня опыта общения с турецкими коллегами нет. У меня свой опыт — почти полвека в водном хозяйстве Карагандинской области начиная от проектного института, кончая производством и работы на госслужбе.

И сейчас находясь на заслуженном отдыхе, я в строю, проектирую по всей стране объекты гидротехнического характера (водохранилища сельскохозяйственного назначения), в том числе промышленной гидротехники (хвостохранилища, золоотвалы). Проектирую гидромелиоративные системы, коллекторно-дренажные системы и ливневую канализацию, а также канализационные очистные сооружения (КОС). Провожу многофакторное обследование гидротехнических сооружений, выдаю экспертное заключение по техническому обследованию ГТС, разрабатываю декларацию безопасности плотины. Так что работы у меня хватает и до сих пор востребована.

Одним из европейских подходов, внедряемых в Казахстане, является цифровой мониторинг водных ресурсов и объектов инфраструктуры. Какие именно цифровые технологии, на ваш взгляд, наиболее актуальны для Карагандинской области? Как Вы считаете, можем ли мы перенять эти технологии, чтобы не зависеть от иностранных технологий. И нужно ли нам быть независимыми в вопросах мониторинга?

Всё-таки водохозяйственная инфраструктура имеет стратегическое значение, а некоторые даже особо стратегическое, как Канал имени Каныша Сатпаева. Цифровой мониторинг я себе представляю себе, как иметь ежедневную полную картину о состоянии ГТС (гидротехнических сооружений). Вот это для нас сейчас очень актуально. Опыт обязательно надо перенимать, для этого надо подготовить кадры, а не просто за счёт бюджетных средств направлять для экскурсии никчёмных специалистов.

Какие рекомендации вы бы дали казахстанским специалистам и местным властям для того, чтобы международные проекты по воде и инфраструктуре действительно работали на благо региона и не оставались только на бумаге?

Для того чтобы международные проекты по водному хозяйству действительно работали на благо страны и общества, нужно подготовить квалифицированных кадров. А что касается местным властям, то есть акимату Карагандинской области в первую очередь я бы порекомендовала не врать об истинном состоянии водохозяйственных сооружений, находящихся в областной коммунальной собственности.

В 2010 году по инициативе тогдашнего акима Карагандинской области Ахметова Серика Ныгметовича было создано КГП на ПХВ «Қарағанды су қоймалары». За годы независимости в связи с невостребованностью более ста водохранилищ пришли в упадок. Из-за трудных условий селяне отказались от орошаемого земледелия. На сегодняшний день из 88 тыс. га орошаемых земель, орошается не более 30 тыс. га, и то фермеры на этих орошаемых землях берут в основном из водохранилищ, находящихся на балансе РГП «Казводхоз». Целью создания этого КГП было сделать ревизию всех имеющихся на территории области водохранилищ, определить бесхозность, определить приоритеты, сделать ревизию орошаемых земель.

Казводхоз

В настоящее время, все имеющиеся на балансе КГП водохранилища (более 60), так и остались невостребованными в поливной воде. Они не эксплуатируются, так как нету спроса на поливную воду, они также не имеют ценности в регулировании гидрологического режима рек, за исключением нескольких, расположенных на таких реках как Откелсыз, Кокпекты Ошаганды и т. д. Если они не востребованы, зачем их содержать? Их надо утилизировать и вернуть воду рекам. И за паводок типа не надо переживать. Лучше построить одно крупное водохранилище, чем содержать никому не нужные, не эксплуатируемые водохранилища.

Также напрашивается вопрос, зачем содержать огромный штат сотрудников за счёт бюджетных средств на неэксплуатируемые объекты? Кто-нибудь посчитал, сколько бюджетных денег ушло, хотя бы за последние 5 лет? Сколько бюджетных средств ушло на так называемые противопаводковые мероприятия? Или бояться считать? Ведь КГП не должно содержаться за счёт бюджетных средств, они должны сами себя содержать путём оказания услуги по подаче поливной воды.

Как я уже выше писала, что в структуре акимата Карагандинской области, в том числе в данном КГП нету ни одного профессионального водника, от слова ни одного. Кто угодно заправляет водным хозяйством в Карагандинской области, только не водник.

Надеюсь, с выходом нового Водного Кодекса какие-то положительные изменения произойдут в Карагандинской области.

Кантарбекова Бахыт Жумашевна, инженер-гидротехник, ветеран водного хозяйства РК, эксперт по гидротехническим сооружениям

Бақшагүл Зияда
Бақшагүл Зияда
Окончила Карагандинский университет им. Е. А. Букетова, филологический факультет, кафедру журналистики.

Советуем посмотреть

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

События дня

Самое популярное