Воскресенье, 5 октября, 2025
ДомойАвторские колонкиПолитикаАйжан Скакова: «Инцидент в турецком порту Джейхан не только технический, но и...

Айжан Скакова: «Инцидент в турецком порту Джейхан не только технический, но и геополитический.»

Кризисная ситуация, возникшая вследствие загрязнена органическими хлоридами сырой азербайджанской нефти в турецком порту Джейхан, набирает обороты и перерастает в цепную реакцию, которая может привести к серьезным последствиям для экономики и общества многих стран Европы и Азии.

Так, например, 4 августа Министерство энергетики Румынии опубликовало на своем сайте объявление о введении чрезвычайной ситуации из-за поставок загрязненной нефти из Азербайджана, о чем ранее уже писал наш портал.

Данный инцидент способен не только нанести значительный экономический ущерб многим евроазиатским государствам, и серьезно отразиться на репутации азиатских поставщиков нефти, в том числе и казахстанских, но и повлиять на экологическую безопасность региона, нанеся ущерб экосистеме Каспийского моря.

Айжан Амангельдиевна Скакова

На вопрос о том, какие могут быть экологические последствия попадания хлоридов в нефтеперегонные трубы и непосредственно в сам Каспий, мы попросили ответить одного из ведущих казахстанских экспертов в области экологии, кандидата географических наук, члена Общественной палаты Мажилиса Парламента РК Айжан Амангельдиевну Скакову:

В настоящее время проблема расценена преимущественно как техническая, речь идет о качестве нефти и безопасности оборудования, а не об экологической угрозе или разливе. Опасность была бы, если нефть дошла до переработки без фильтрации. Речь идёт о повышенном содержании органических хлоридов, добавках, используемых в добыче для улучшения извлечения и потока нефти. Если их не удалить до запуска в трубопровод, они грозят поведением коррозии оборудования и могут вызвать образование токсинов при переработке нефти.

Органические хлориды, которыми, как сообщается, «загрязнена некоторая партия нефти» опасны на этапе переработки. Это может привести к образованию высокотоксичных диоксинов и фуранов при термическом разложении, которые в случае утечек или контакта наносят вред здоровью человека и окружающей среде.

Загрязнение нефти

Что касается Каспийского моря, то такое загрязнение, опять же в случае утечек и попадания в открытый водоем, может нанести ущерб и серьезно нарушить устойчивость экосистемы, восстановление которой займет продолжительное время. 

Проясняя ситуацию необходимо провести независимую экологическую экспертизу и оценить масштаб загрязнения. Официальная информация гласит об отсутствии утечек в окружающую среду, т.е. загрязнённая нефть не была допущена к переработке и к хранению вне резервуаров BTC, а нефтяные танкеры или резервуары не попали в контакт с морем или почвой, таким образом, экосистеме не был нанесен вред.

Существуют ли прецеденты подобного рода загрязнений на Каспии и у нас в Казахстане, и как с ними справлялись?

Угрожающие инциденты были в 2023 г., когда у терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) происходили технические сбои, которые грозили авариями, но были предотвращены. Во всех случаях усилия по устранению последствий опирались в основном на локальные меры, такие как очистка и компенсации.

Внимание к инциденту в турецком порту Джейхан приковано вследствие заинтересованности в «надёжном южном коридоре» и вовлеченности компаний BP, OMV, Eni и SOCAR, что делает инцидент не только техническим, но и геополитическим.

BP и SOCAR организовали систему тестирования и изъятия нефти, OMV предотвратила попадание зараженной нефти в НПЗ, а Eni заявила о получении загрязнённых партий и принятых мерах защиты. Поэтому серьезных экологических последствий не произошло.

Однако за словами официальных представителей скрывается и другая сторона медали. По данным Румынии, 4 августа Министерство энергетики объявило чрезвычайное положение из‑за поставок загрязнённой нефти из Азербайджана. Анализы выявили две партии объёмом по 92 000 тонн, загруженные в турецком порту Джейхан, содержащие повышенные уровни органических хлоридов. OMV Petrom отказалась принять и вторую партию после первой выявленной. Таким образом, 184 тыс. тонн импортной сырой нефти стали недоступны для поставки на НПЗ Petrobrazi. Инцидент уже успел вызвать кризис в энергетическом секторе страны.

Тем временем BP, оператор Транскаспийского трубопровода (BTC), уверяет, что груз нефти, прибывшей в Джейхан после инцидента, «возвращается к нормальным спецификациям», и что на загрузку идут резервуары только с нефтью в рамках норм. Тем не менее, остаётся неопределённым, когда именно началось загрязнение и сколько партий было затронуто, что вызывает вопросы к прозрачности действий оператора и турецких перевозчиков.

Заключение

Не смотря на уверения эксперта Скаковой, ситуация явно говорит о том, что проблема существует и масштаб её превышает официальные рамки. Послание, что «экосистеме не был нанесён вред» — требует критического рассмотрения и тщательной независимой проверки. Турецкие операторы допустили серьёзные просчёты в контроле качества нефти, а британские компании в лице BP и её партнёров рискуют оказаться участниками информационного прикрытия, призванного минимизировать последствия — тогда как реальные риски для экономики и экологии Евразии остаются весьма высокими.

Советуем посмотреть

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

События дня

Самое популярное