Тему деятельности биологических лабораторий, которые более 30 лет работают в Казахстане, Украине и Грузии, поднял президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Он обратил внимание на факт, что подчиняющиеся непосредственно американскому правительству и руководству за океаном объекты даже представителям страны, на территории которой ведут деятельность, не отчитываются в целях и задачах. Все работы таких пунктов засекречены, — можно только догадываться, что именно происходит за стенами и на ком проводятся испытания. При этом в самих США работа с опасными штаммами запрещены, — в зоне риска оказываются не американцы, а граждане принимающих стран и находящихся с ними в опасном соседстве. Страны ОДКБ, на территории которых такие точки есть, должны обеспокоиться этим вопросом, — заявил Лукашенко. Такое соседство опасно.
Конкретных точек в заявлении указано не было, но комментирующие заявление читатели тут же вспомнили о Лаборатории особо опасных инфекций, которая находится в Алматы, — объект создан на деньги американских грантов и работает под кураторством американских чиновников. Разрешение на открытие давал Нурсултан Назарбаев.
Новый посол США в Казахстане вынужден был прокомментировать такие нападки. По его словам все, что происходит за стенами лабораторий, делается с разрешения правительства страны, где таковая размещена, и под контролем. «Думать, что что-то происходит скрытно, значит считать правительство этих стран дураками. Это оскорбительно!» — говорится в официальном ответе. Эта реакция могла бы удовлетворить, если бы не факт, что о деятельности базы в Ухане, откуда начался коронавирус, нет информации до сих пор, не смотря на требования правительства Китая их рассекретить и обнародовать. Все сведения о заболеваниях у военных, на которых проводились опыты лабораторий Украины, также засекречены, — если они и передавались Минздраву Украины, это помогло мало. На момент активной работы таких пунктов главой Минздрава Украины была гражданка США. Стоит ли при таком раскладе доверять словам «оскорбившегося» посла, — вопрос сложный.