2026 год начался с беспрецедентной эскалации американо-венесуэльского конфликта.
3 января военные Соединенных Штатов Америки провели операцию на территории южноамериканской республики Венесуэлы под названием «Абсолютная решимость». Операция началась с массированных авиационных и ракетных ударов по территории Венесуэлы, включая знаковые и важные объекты ее столицы Каракаса: резиденцию Президента, здание Национального собрания, мавзолей Уго Чавеса, военные объекты и транспортные узлы. Затем группа американского спецназа захватила президента Венесуэлы Николаса Мадуро вместе с его женой и вывезла их в США.
Этот факт политической агрессии вызвал волну возмущения по всему миру. В Нью-Йорке, Берлине и Париже сотни и тысячи людей вышли на демонстрации протеста под общим лозунгом: «Руки прочь от Венесуэлы!».
Активным участником одной из таких протестных акции, проходивших в Берлине, стал секретарь берлинского отделения Немецкой коммунистической партии Штефан Эрнст Зигфрид Натке. Редакция «Новостей Казахстана» обратилась к господину Натке с просьбой прокомментировать произошедшее, и как человеку, находящемуся в гуще политических событий, происходящих в Европе и на мировой арене, оценить факторы риска агрессии США для стран Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии.
Господин Натке, мировая общественность возмущена произошедшими в Венесуэле в начале этого года событиями. По всему миру состоялись многотысячные демонстрации, на которые вышли простые граждане, требующие призвать к ответственности власти США. Такие акции протеста состоялись во многих городах Германии. Однако канцлер Фридрих Мерц, показав покорное вассальство европейских лидеров перед Вашингтоном, заявил, что для правовой оценки действий США нужно время. Как Вы считаете, к чему может привести такого рода политический прецедент поведения США и безмолвная реакция на него глав европейских государств?

Совершенно очевидно, что эта противоречащая международному праву военная агрессия США против суверенной страны с похищением ее главы государства является радикальным вмешательством в глобальную мировую политику.
Это открывает новый этап в мировой политике, в рамках которого больше не соблюдаются прописанные в Уставе ООН принципы территориальной неприкосновенности, нерушимости государственных границ, и политической независимости любого государства. США попирают международное право.
А ООН таким образом превратилась в бесполезный орган, поскольку снова стало действовать право сильного, как в Средние века.
К сожалению, Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, так и не сделали публичных комментариев по поводу военной операции США в Венесуэле, в то время, как их ближайшие партнеры Китай и Россия осудили данный акт вооруженной агрессии США против Каракаса. На Ваш взгляд, это связано с тем, что Казахстан придерживается политики многовекторной дипломатии, лавируя между глобальными центрами силы и отказываясь от однозначного выбора в пользу одного партнера? Возможно ли в наше время руководителю большой страны усидеть на двух стульях? Говорит ли данная позиция главы государства о негласном сближении с Западом и США?
Такая возможность, безусловно, существует. Но в данной оценке следует также учитывать фактор вынужденных действий относительно небольшой страны в международной структуре власти, поскольку в действительности она явно выступает против американского империализма.
При этом сближение таких стран с так называемым Западом не означает для них ничего хорошего. В мире есть много примеров этого, достаточно вспомнить Ливию и Муаммара Каддафи.
Я думаю, что для будущего важно строить многополярный мировой порядок, как это делают Россия, Китай и страны БРИКС.
По данным аналитических агентств Венесуэла контролирует около 20% всех мировых запасов нефти. Однако, она так и не научилась добывать нефть, производя на сегодняшний день менее 1% мирового черного золота. Та же ситуация складывается и в Казахстане, но с запасами газа. И поскольку США намереваясь прибрать к рукам венесуэльскую нефть провели в данной стране спецоперацию по захвату власти, не ждет ли в будущем нечто подобное, но методом «мягкой силы», и Республику Казахстан, как Вы считаете?
Венесуэла, как вассальное государство США, всегда рассматривалась только, как поставщик сырья и поэтому в данной стране сознательно не развивалась добыча и переработка нефти.
Однако, в последние годы венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA добилась значительных успехов в этом направлении и может обеспечить прибыль венесуэльскому народу. Уго Чавес пошел по этому пути, и США ответили на это санкциями. Они наложили полный запрет на поставки запчастей на все технологии добычи нефти, которые поступают из США, в результате чего большая часть нефтяной отрасли не может работать.

Данный факт является непосредственным показателем надежности страны. Таким образом понятно, что на США рассчитывать не приходится. На мой взгляд, Казахстану было бы разумно не заключать важных соглашений с США, а работать со своими соседями Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на доверительной, взаимовыгодной основе.
Вооруженная агрессия против Венесуэлы, угрозы нанесения удара по Ирану, претензии на Гренландию и Канаду – что, на Ваш взгляд, может ожидать мир в ближайшее время от США? Может ли нечто подобное грозить Казахстану и другим странам центральной Азии, обладающим значительными запасами полезных ископаемых, нефти и газа?
Голодный волк никогда не бывает доволен. Непредсказуемость США угрожает всему миру. Североамериканцы понимают, что их гегемония, которой они придерживались десятилетиями в мировом масштабе, подходит к концу. Вот почему они так агрессивны в своих действиях. Они не хотят добровольно подчиняться новому порядку, многополярному миру. В этом суть их эгоистичного отношения ко всему окружающему.
Центральный слоган президентской кампании Дональда Трампа еще с 2016 года – «Сделай Америку снова великой!» — говорит сам за себя. Во-первых, они считают себя уполномоченными представлять весь Американский континент и, следовательно, иметь право претендовать на всю территорию. Во-вторых, это говорит о том, что все остальные страны и народы мира не имеют для них никакой ценности, и они совершенно не учитывают их интересы.
Что касается Гренландии и Канады, то мы должны быть серьезно обеспокоены тем, что политические действия США аналогичны действиям Дикого Запада в XIX веке. Все достигается силой, сотрудничество трактуется как слабость.
Я могу только предостеречь население Казахстана от такого ложного друга.
