Госсекретарь США Энтони Блинкен съездил в Китай. Поездка широко анонсировалась в американских СМИ — Китай должен был, по мнению визитера, отказаться от дружбы с Москвой и выполнять требования Вашингтона. Мы посылаем самый сильный сигнал за всю историю дипломатических отношений с Пекином, — гордо заявляли представители Белого Дома.
По унизительным для Штатов кадрам прощания с гостем весь мир увидел, как были приняты те сигналы. Никто из правительства Китая к трапу не приблизился. Но основные ответные сигналы КНР стали видны уже после приземления госсекретаря в домашнем аэропорту.
Все не так! — как встречали Блинкена
Самолет Блинкена сел в Шанхае, в не в Пекине. Этим в узких кругах американских журналистов объяснили отсутствие ковровой дорожки и почетного караула. Правда пытливые работники СМИ быстро нашли кадры из того же аэропорта, где представителей Африки встречают гимном и цветами. Тут же вспомнили и другого высокого гостя, для которого не нашлось возможности организовать торжественную встречу — канцлера Шольца.
Эксперты уже после этих кадров заявили, что дальше отчеты о поездке можно не читать. Китай, как крайне чувствительная к церемониалам страна, уже все сказал. Впрочем, встречи с товарищем Си и министрами все-таки состоялись, и сопровождающая пресса все-таки смогла заснять речи с теми самыми «сигналами». Для собственной аудитории картинку подготовить удалось.
Впрочем, в одном моменте удивить удалось даже лояльных американцев. В выступлении Блинкен заявил, что Америка видит следы вмешательства Китая в выборы в Штатах. Какие именно, сказано не было. Но учитывая, что ранее в том же обвиняли РФ, есть впечатление, что только одна страна в выборы не вмешивается — сами США. Державший ответную речь представитель Китая даже не стал отвечать на это высказывание.
Как провожали Блинкена
Хуже, чем встречали. Даже встречавший днем ранее глава шанхайского отделения МИД КНР товарищ Конг Фуан оказался в тот день связан неотложными делами, и провожать представителя Соединенных Штатов пришел только представитель собственного посольства. Кроме как унижением, этот знак назвать нельзя.
Впрочем, нагляднее всего демонстрирует отношение к гостю кадр, случайно снятый до входа Блинкена в зал встреч:
— Когда он уедет?
— Сегодня вечером.
Си еще до рукопожатия спрашивал у сотрудника протокола, когда гость уедет.
Послесловия
Действительно, официальные заявления обеих сторон об этой встрече читать совершенно необязательно. Китай заявил, что в выборы не вмешивался и не собирается, Штаты заявили, что внимательно наблюдают за сотрудничеством с РФ и недовольны. Китай подтвердил, что его торговля с любой из независимых стран не касается никого, кроме Китая. Штаты в очередной раз напомнили, что недовольны отколом КНР от «всемирного» бойкота РФ.
Гораздо красноречивее говорят решения, которые приняты после официального завершения визита. Например, Китай потребовал провести международное расследование в отношении Северных Потоков. Для Европы же эта тема закрыта, — ничего не удалось доказать и свидетельств нет.
Белый Дом в тот же момент подписал санкции, касающиеся ТикТока и законопроект, предполагающий пакет военной помощи Тайваню. Оба факта жестко осудили в Пекине. Впрочем, Китай к поспешным решениям никогда не был склонен, поэтому основные решения и последствия явно еще впереди. Но в целом картина ясна, как бы не распинался Белый Дом о конструктиве этой поездки.