Руководитель Центра исследований финансовых преступлений и безопасности при Королевском объединенном институте оборонных исследований Том Китинг отчитал представителей автопромышленности за позитивный настрой по поводу роста объемов продаж в странах ЕАЭС, в частности — в Казахстане. По его словам, это не повышение спроса, а банальный обход санкций.
Компаниям, которые зафиксировали резкое увеличение прибыли по Кыргызстану, Казахстану, Азербайджану и Армении, предписано «поднимать тревогу», докладывать и принимать меры. По сути эта «рекомендация» — требование прострелить вторую ногу и так стремительно разрушающейся экономике Соединенного Королевства.
Обход санкций — процесс трехсторонний
Проблема обхода санкций — острый вопрос для Британии. При этом инициатором нарушений часто выступает не российская сторона, а именно британская. Только в 2023 году 127 предприятий Короны были уличены в сотрудничестве с Россией. Признались в финансовом преступлении, к которому приравнивается работа с РФ, они сами — явка с повинной уменьшает сумму полагающегося штрафа.
Карательные вторичные санкции обещают и странам посредникам. И, в первую очередь, — Казахстану, входящему в топ импортеров России. В прочем, если говорить о британском автопроме, то основную озабоченность Тома Китинга вызывает Азербайджан, неожиданно резко нарастивший объем закупок.
Отдельного внимания заслуживает факт, что в своем обращении к автомобильным магнатам специалист по оборонным исследованиям не призывал полностью разорвать отношения с ЕАЭС, настаивая на проверке связей исключительно с Россией.
Для британского же автопрома это буквально контрольный выстрел в голову. Проблемы у него начались еще в 2020 году после выхода страны из Европейского Союза. Vauxhall, Opel, Peugeot, Citroen и Fiat вынуждены были перенести и даже закрыть свои заводы, так как не справлялись с торговыми правилами ЕС. Единственной надеждой оставшихся производителей (и связанных с этой индустрией компаний) была работа на другие рынки. В 2022 году по указке США (и собственного недальновидного правительства) UK от них добровольно отказывается. Теперь же приказано закрыть и последнюю калитку, позволявшую предприятиям оставаться на плаву. Стоит ли говорить, что аплодисментов речь Тома Китинга не вызвала.
Не автомобилем единым…
Если может показаться, что автопром от санкций пострадал сильнее всего, а в целом все хорошо в Британском Королевстве, стоит обратить внимание и на другие сферы, стремительно теряющие деньги из-за невозможности торговать с РФ. Уже до 20% потеряли экспортеры:
- предметов роскоши, в том числе все тех же авто Bentley и Aston Martin;
- одежды и аксессуаров (в частности, на грани разорения Burberry);
- компьютерной техники и ПК-запчастей (дополнительно из-за дефицита сырья);
- оборудования для нефтепереработки (некоторые предприятия были на 100% ориентированы на РФ);
- микроэлектроники для судоходства, морского и навигационного оборудования.
Только по этим категориям ущерб (если сравнивать с 2021 годом) составил $1 млрд. Впрочем, более чувствительными могут стать для Соединенного Королевства другие направления взаимной торговли. В частности — продуктовые ниши. Здесь ситуация обратная — санкции запрещают покупать дешевые продукты из РФ, а европейские становятся Британии не по карману.
Впрочем, и свои становятся дороже, и тут тоже наблюдается прямая взаимосвязь с санкциями. Энергоресурсы из России были на порядок дешевле, что позволяло производителям получать прибыль при минимальных ценах и держать уровень инфляции в стране. Прирост ценника продуктовой корзины в 25% (из них 19,1% только за последние 2 года) — это прямой удар по кошельку рядового подданного короны. Есть и продуктовые рекорды — сыр чеддер, белый хлеб и свиные сосиски, выросли в некоторых лондонских магазинах на 80% только за последний год.
И рыбку не съесть
Особо неприятным ударом для британцев может стать разрыв 25 мая 2024 года Соглашения о рыболовстве в Баренцевом море. Этот договор действовал с 1956 года, и только одностороннее нарушение подписанного одновременно договора о взаимном благоприятствовании рыболовству вынудило Парламент РФ заговорить о нежелании видеть в этом регионе британские суда. Кажется, что для великой морской державы это мелочи? Но именно из Баренцева моря на столы подданных короны только в прошлом году поступило 566 тысяч тонн трески. Это каждое пятое рыбное блюдо на столе англичанина.
И главное — сам факт. Россия показала, что у нее тоже есть пакет с санкциями, и она готова его развернуть. Увы, судя по настроению правительства UK, эта тенденция будет только расти. Что ж, остается надеяться, что британские ученые в что-нибудь придумают, и жители Ливерпуля и Бристоля не сильно похудеют.