Тайвань возмущён излишним дружелюбием Макрона на встрече с СИ, состоявшееся в начале апреля 2023 года.
Когда президент Франции Эммануэль Макрон стоял плечом к плечу с председателем КНР Си Цзиньпином для фото во время государственного визита в Пекин, два лидера казались непринуждёнными. Они улыбались и выглядели дружелюбно. Макрон, казалось, держал руку на спине Си. Также на снимке — и стоя немного в стороне от двух мужчин — была Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, которая посещала Китай вместе с Макроном.
Два европейских лидера должны были выступить единым фронтом перед Пекином в вопросах реакции КНР на вторжение России в Украину, но вместо этого фон дер Ляйен большую часть поездки оставалась в тени и даже не присутствовала на государственном банкете.

Пренебрежение, без сомнения, было результатом критической речи, которую она произнесла об отношениях Китая и Европейского союза незадолго до её отъезда в Пекин. Си и Макрон, напротив, казались старыми друзьями.
В Европе же были встревожены, когда Макрон, казалось, повторял тезисы Си во время их совместной пресс-конференции. Особенно после заявлений Макрона о том, что Европа должна избегать втягивания в конфронтацию между Китаем и Тайванем и держаться подальше от любой внешней политики, проводимой Соединёнными Штатами. А «Ключ к меньшей зависимости» заключается, «прежде всего, в усилении европейской оборонной промышленности», «ускорении борьбы за ядерную энергию и возобновляемые источники энергии в Европе».
Реакция
На Тайване реакция на слова президента Франции варьировалась от приглушённой до пренебрежительной.

«Его комментарии не оказали большого влияния на Тайвань или в Азии, если на то пошло, учитывая, что никогда не было понимания, что крупные европейские экономики будут играть определённую роль в непредвиденных обстоятельствах на Тайване», — сказала Сана Хашми, сотрудник «Taiwan Asia Exchange Foundation».
Вернувшись в Париж, администрация президента в течение нескольких дней после возвращения Макрона занималась пояснениями высказываний президента, объясняя, что политика Франции в отношении Тайваня не изменилась.
Для многих наблюдателей визит Макрона был объявлен возможностью для Европы продемонстрировать своё единство, но в итоге он подчеркнул разногласия континента не только по поводу отношения к Пекину, но и по таким сложным вопросам, как спорный политический статус Тайваня.

«Визит Макрона, его беседы с Си и последующие интервью во время его визита вызвали широкое замешательство в Европе (и в США), потому что он действовал так, как будто он говорил от имени Европы, и тем самым он подорвал европейское единство», — прокомментировала Сари Архо Хаврен, аналитик по Китаю из Брюсселя и профессор Европейского центра исследований безопасности имени Джорджа К. Маршалла (Германия), сообщил Al Jazeera по электронной почте.
«В конечном счёте Макрон помог Пекину в его стратегическом намерении ещё больше разделить ЕС внутри страны и ослабить трансатлантический альянс», — сказала она.
Критики также опасаются, что подобный подход Макрона к умиротворению может побудить Си поддерживать Россию и даже напасть на Тайвань, если он поверит, что такое нападение столкнётся с ограниченными последствиями за пределами США.
Какой бы ни была цель, комментарии Макрона разочаровали многих в Азии.
Независимая политика Франции

Макрон проявляет активный интерес к Азиатско-Тихоокеанскому региону с момента вступления в должность в 2017 году, делая ставку в равной степени на мощный военно-морской флот Франции и её заморские территории в Тихом океане, включая Французскую Полинезию, Новую Каледонию и Реюньон.
Франция опубликовала свою собственную стратегию обороны в отношении будущего безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, подчеркнув потенциальные последствия китайско-тайваньского кризиса, и время от времени участвует в «учениях по обеспечению свободы судоходства» через спорный Тайваньский пролив. Один корабль совершил именно такой переход через день после отъезда Макрона.
Марчин Пшиходняк, аналитик по Китаю из Польского института международных отношений (PISM), сказал, что Макрон виновен в «промывании мира», поскольку он также пытался использовать своё время в Пекине, чтобы «подчеркнуть статус Франции региональной сверхдержавы и постоянное членство в Совете Безопасности ООН».
«Различия между государствами-членами ЕС, заметные ранее в отношениях с Россией, теперь и с Китаем, будут усиливаться по мере того, как Франция будет подчёркивать своё “антиамериканское послание”», сказал Пшиходняк.
«Франция занимает уникальное политическое положение также из-за своих территорий в Индо-Тихоокеанском регионе … однако ЕС должен осознавать, что любая серьёзная эскалация Китая в Тайваньском проливе может привести к гораздо большему экономическому кризису, чем нынешний, и один из способов предотвратить это — укрепить отношения ЕС с Тайванем, а не подрывать его позиции», — сказал он.