Первые конские упряжи появились примерно 4–5 тысяч лет назад. В селе Матак Карагандинской области живёт мастерица, сумевшая вдохнуть новую жизнь в древнее искусство кочевников. Максат Шаймуратова превращает шкуры домашнего скота в изящные сёдла и крепкие кнуты, а секреты мастерства передаёт своим односельчанам.
Рукоять и ножны этого клинка выполнены из козьего рога. Это экологически чистый материал, который придаёт изделию надёжность и служит гарантией безопасности. Верёвки для аркана сплетены из кожи лошади и коровы.
«Сначала шкуру лошади и коровы тщательно моем и обрабатываем. Вот, например, эта камча — её рукоять сделана из тобылгы, а плетёная часть полностью из лошадиной шкуры. Обычно заплетаю 6–7 прядей», — говорит жительница села Матак Максат Шаймуратова.
Этой швейной машине уже полвека, но она всё так же исправно работает. С её помощью мастерица снабжает всем необходимым не только себя, но и всё село. Даже в тяжёлые времена она никогда не испытывала проблем с поиском одежды в магазинах — всё необходимое шила себе сама.
«Были такие годы, когда деньги вроде были, а вещей не достать. Тогда дети приходили ко мне, показывали, какие вещи хотят, и я им шила. Всё, что на мне сейчас, — тоже сшито моими руками», — рассказывает жительница села Матак.
Максат Шаймуратова работала дояркой на ферме, затем 15 лет киномехаником. В 1993 году судьба привела её из Монголии в село Матак. Спасением стало казахское ремесло — именно оно помогло ей выжить.
«Когда мы переехали сюда, люди быстро узнали, что я швея, и ко мне стали часто приходить. Спрос был большой, бывало, что даже пальто шила. Денег я не просила — каждый давал, сколько мог. С такой дружбой мы и живём в одном селе», — говорит Максат Шаймуратова.
Она также возрождает и забытые казахские угощения. Даже жент готовит по-особому: к толчёному сухому творогу добавляет молотую пшеницу, сахар, изюм, печенье и масло. В итоге получается полностью натуральный продукт.
Внутренности забитого скота использует с пользой. По старинному обычаю только так хранит масло на зиму. «Толстую кишку мы используем для хранения масла — туда закладываем, и оно сохраняется всю зиму и лето. В холодильник ставить не обязательно. А когда достаёшь, вкус совсем другой — как у наших предков», — говорит она.
И на пенсии женщина не расстаётся с любимым делом — готовит несколько видов курта. Особенно большим спросом у жителей пользуется чёрный курт.