Страны Балтии — Латвия, Литва, Эстония — и Польша объявили о своем выходе из Конвенции о запрещении противопехотных мин, также известной как Оттавский договор. Официальной причиной называется возросшая военная угроза со стороны России и Беларуси, что, по мнению властей этих государств, делает использование мин необходимым элементом обороны.
Почему Польша и Балтия отказываются от запрета на мины?
Представители этих стран заявляют, что обстановка в Европе изменилась с 1997 года, когда был подписан договор. Если тогда основной целью было разоружение и снижение рисков для гражданского населения, то теперь в условиях ухудшения безопасности и возможных угроз от России, государства НАТО, граничащие с РФ и Беларусью, вынуждены пересматривать свою оборонную политику.
Этот шаг может означать подготовку к установке минных заграждений вдоль границ с Россией и Беларусью. Такое решение выглядит как часть стратегии сдерживания, но в то же время вызывает обеспокоенность в международном сообществе.
Литва уже вышла из соглашения по кассетным боеприпасам
Примечательно, что ранее Литва юридически отказалась от еще одного важного международного соглашения — Конвенции о запрете кассетных боеприпасов. Это свидетельствует о продолжающемся тренде на пересмотр международных обязательств в пользу усиления военного потенциала.
Как обстоят дела с Центральной Азией?
Из стран Центральной Азии к Оттавской конвенции присоединились:
✅ Таджикистан — подписал и ратифицировал договор, взяв обязательства по разминированию территорий.
✅ Туркменистан — также ратифицировал соглашение.
❌ Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан не являются участниками Конвенции и не взяли на себя обязательства по уничтожению или неприменению противопехотных мин.
Что дальше?
Выход Польши и стран Балтии из договора может спровоцировать дальнейший пересмотр международных соглашений по вооружению и безопасности. В условиях растущей напряженности в Европе подобные шаги только усиливают милитаризацию региона и могут привести к новой эскалации в приграничных зонах.
Стоит ли ожидать аналогичных решений от других стран НАТО? Этот вопрос остается открытым.