Заявление, которое сделал сегодня президент Соединенных Штатов, явно не добавит ему баллов на выборах. Байден, который еще вчера ставил срок 12 часов для отказа от требований и допуска федералов к границе с Мексикой, обещая в случае отказа силовое давление, сегодня говорил только о границе, которую надо укреплять. Впрочем, Техас и его бунтующий губернатор, как и поддержавшие его руководители других штатов, пока не очень склонны верить. Практических инструментов Байден не предложил, а губернаторы не отозвали высланные войска.
Еще вчера 12 губернаторов штатов США поддержали Грега Эбботта (еще двумя присоединившимися уже ближе к вечеру стали Оклахома и Флорида) не словом, а делом. Кроме формального выражения поддержки они направили в Техас собственные Нацгвардии. Эти войска не подчиняются федеральному правительству и выполняют приказы только руководства своих штатов. Поставленные перед ними задачи — обеспечение контроля на приграничных территориях, выдавливание мигрантов любыми средствами и вытеснение федералов, получивших противоположных приказ.
Байден на эти действия ответил обещанием усилить федеральный контингент и прислать еще войска. Обязанность демонтировать заграждения с колючей проволокой, он возложил на самого губернатора Техаса. Сегодня стало известно, что федералы в Техас не едут, но вот Нацгвардия поддержки продолжает прибывать. И учитывая, что именно в Техасе действует закон о свободном обращении оружия, вряд ли федералы действительно поедут — это неизбежно приведет к боестолкновениям. Штат слишком хорошо помнит, как он потерял свободу и половина его жителей мечтает ее вернуть.
Да, рассказы о том, что США готовы развалиться (хотя на митингах в Техасе говорили и о выходе из Штатов), пока слишком преувеличены. Но вот последствия этих двух дней могут аукаться еще долго. Во многих штатах против гей-браков и смены пола детям. Некоторые штаты уже давно говорят о беспределе черного населения (чего стоит только декриминализация грабежей в магазинах). Техас в течение суток заставил президента отозвать все свои указы и ультиматумы. Байден серьезно надеется, что никто не сделает выводы?