Процесс, который проходит в эти дни в Карагандинской области, участники называют не менее тяжелым, чем вся ситуация на принадлежавшей «АрселорМиттал Темиртау» шахте. Подсудимые (в числе которых главный технический инженер и начальник смены) не признают вину — обвинение настаивает, что они направляли рабочих вниз зная о превышении содержания метана. Адвокат подсудимых постоянно провоцирует свидетелей, среди которых много чудом выживших и заявляет отвод судье, а сами свидетели еще не могут справиться с последствиями травм. Даже журналистам сложно сдерживать эмоции.
* Заседание суда освещено по материалу Любови Цвиликовой (orda.kz)
Во время взрыва, который произошел в ноябре 2023 года, погибли пять человек:
- 24-летний Маргулан Ынтыбеков;
- 29-летний Арман Кашкей;
- 31-летний Дмитрий Бойченко;
- 38-летний Денис Инкин;
- 42-летний Андрей Санжаров.
Еще четверо получили тяжелые ранения. В частности, присутствовавший в качестве свидетеля Серика Бектурганов, перенес уже три операции на голове и до сих пор не может пользоваться левой рукой.
Даже такие последствия травм не мешали адвокату подсудимых перекладывать вину за событие на самих горняков. Айгуль Оспанова на основании того, что все шахтеры знали об опасности взрыва и шли работать, откровенно провоцировала свидетелей. Знали и шли, потому что иначе уволят, — заявил ранее сам работавший на шахте брат погибшего Маргулана Ынтыбекова. А вы уволились, потому что деньги не нужны? — комментировала безвыходную ситуацию мужчин адвокат.
Знали и ничего не делали!
Добивалась она и изменения показаний диспетчера, которая слышала последние крики умиравших. Маргарита Хабибуллина подтвердила, что всю неделю датчики показывали превышение, и диспетчера передавали эти сведения «наверх». Были ли это конкретно подсудимые, она не смогла вспомнить, но о рисках начальство знало и никаких мер не приняло, — свидетельствовала женщина. «Я слышала их крики, я лично знала каждого!» — поделилась она страшными минутами.
Также все свидетели подтвердили, что непосредственное руководство шахты не передавало в головной офис информацию о нарушениях техники безопасности и в частности о содержании метана. После же взрыва никто особо не интересовался и судьбой пострадавших — требовать медпомощи многим пришлось через суд. Ситуация с заблокированными счетами многих лишила качественной реабилитации.
Вмешательство судьи и отвод вопросов, которые действительно доставляют боль потерявшим близких адвокат посчитала нарушением процедуры и заявила отвод. На основании статьи 87 УПК РК отвод был отклонен, — заинтересованности и признаков предвзятости в действиях судьи усмотрено не было.
Следующее заседание суда состоится сегодня 19 января.