Глава МИД Турции Хакан Фидан во время своего визита в Китай официально заявил о желании вступить в БРИКС. Сейчас в межгосударственное объединение БРИКС (BRICS) входят девять стран — Бразилия, Россия, Индия, КНР, Южная Африка, ОАЭ, Иран, Египет и Эфиопия. Неофициально коалицию уже называют противовесом НАТО, хотя военных целей она не ставит.
Неприятнее самого решения для Европы звучат только комментарии Анкары. Глава МИД Турции назвал БРИКС «хорошей альтернативой» ЕС и «историческим путем» страны. Он сказал, что Турция устала ждать и просить — кандидатом в члены ЕС Турция является уже четверть века.
Сразу после новости посыпались комментарии. Москва в лице пресс-секретаря президента Д. Пескова поприветствовала желание Турции. В Кремле заявили, что заявка будет рассмотрена уже на ближайшем саммите глав стран БРИКС, который пройдет в 10-11 июня в Нижнем Новгороде. Эту же встречу упоминал и Хакан Фидан, говоря, что хочет ее посетить и надеется на приглашение.
Байден же в одной из последних речей отметил, что допустить развала НАТО ни в коем случае нельзя. Присоединение же Турции к потенциальным (и заявленным) противникам Североатлантического Альянса именно так и выглядит. Турция имеет вторую по силе армию в этом объединении и огромное влияние на весь Ближний Восток. Если Эрдоган демонстративно присоединится к противникам Запада — информационно-репутационный удар будет огромным.
Интересно, что это не первая попытка Турции заговорить о БРИКС. В 2018 году Эрдоган даже посещал саммит глав, и еще тогда говорил о вступлении. Путин ставил сроки до 2022 года, но после этого тема повисла. Новый виток может оказаться просто шантажом Эрдогана, хотя пока и не совсем понятно, кого именно он шантажирует. Цену же себе набивает явно.