«Они всё-таки существуют», — с такими подзаголовками вышли новостные посты после выступления представителя МИД Казахстана Айбека Смадиярова. Действительно, дипломат подтвердил то, о чём многие шептались ещё с прошлого года, — у МИДа есть списки лиц, которых в Казахстане видеть не желают и через границу не пропустят. Якобы там все, кто плохо высказывался о Казахстане, правительстве, линии руководства. А так как конкретные фамилии Смадияров отказался назвать, новостные и аналитические ленты запестрели догадками и предположениями.
Отдельные СМИ пошли ещё дальше, нашли в отказе назвать нежелательных граждан подтекст и пресловутую руку Кремля, чем дополнительно углубили сомнения и опасения граждан — кто-то даже начал «тереть» собственные ленты социальных сетей, опасаясь что какие-то из комментариев будут иметь последствия. Наверное, пришло время и kz24.news прокомментировать вопрос — здраво и без попытки играть на хайпе рассмотреть, что же всё-таки произошло.
Объявление «Персон нон-грата» — акт агрессии?
Если разобраться, что на самом деле сообщил (вынужденно, на прямой вопрос) Смадияров, окажется, что никакой конкретики не прозвучало вообще:
- да, есть некий список;
- да, его содержимое не разглашается;
- да, тем, кто в него попал, будет закрыт доступ в Казахстан;
- попасть в список можно даже за высказывания в публичном пространстве.
Больше, по сути, сказано ничего не было. Может быть, именно эта недосказанность и дала возможность недобросовестным СМИ раскачивать ситуацию, вставляя в материалы откровенные домыслы.
Что такое список «Персон нон-грата»? Это перечень лиц, которым запрещён въезд в страну. Но позвольте, такие есть в каждой стране — они составляются как заранее, так и прямо при прохождении таможенных процедур. Если бы списков невъездных не было, сама суть пограничного контроля сводилась бы к проверке багажа.
Не впускать на территорию Казахстана могут по самым разным причинам:
- у человека неясные цели или есть сомнения в их честности;
- гражданин имеет проблемы с законом;
- гость страны превысил сроки пребывания в РК.
В основном отказ в пересечение границы выписывается на основании этих пунктов, и только в последнюю очередь по тем самым спискам — перечню лиц, которые чем-то проштрафились перед государством и которых больше его не рады видеть в качестве гостей. В этом перечне и те, чьи высказывания попадают под понимание «разжигания розни», «призыва к беспорядкам», «отрицания территориальной целостности». Это рядовая практика, существующая в большинстве современных стран.
При этом многие государства пользуются этой мерой значительно чаще и жёстче. Так в США не пустили дипломатов, которые должны были работать с Лавровым на ГенАссамблее ООН в период председательства РФ. На те же мероприятия не пустили российских журналистов, просто внося в списки по факту запроса пресс-визы, не разбираясь в позиции и деяниях. И всем миром это было воспринято как должное и нормальное. Никто не говорил об актах агрессии.
«Рука Кремля», «Рука Пекина», «Рука Астаны» — чьи руки длиннее?
Разобравшись с практикой запрета на въезд, можно окунуться и в теории заговора. Всё тот же источник совершенно серьёзно сообщает, что отказ публиковать списки связан с давлением России и Киева. Даже пропустив факт, что принцип давления не приводится, хочется задать вопрос — а публикация списков обязательна? И снова оказывается, что этим никто не заморачивается.
Да, медийные лица часто сообщают (иногда с заметным удовольствием) что им запрещён въезд в ту или иную страну. Для некоторых этот факт вообще становится предметом гордости и хайпа. Но это лица знаменитости или политики — те, чьи имена на слуху. И даже они иногда узнают о запрете на въезд только в аэропорту. Получается, что обвинять Пекин или Москву в каком-то давлении можно любой стране, не опубликовавший список, то есть практически любой. И подобные заявления на основании слухов, что кого-то якобы внесённого якобы впустили после вмешательства Москвы, — только хайп на резонансной теме и попытки продолжить расшатывание отношений с Москвой.
«Список Смадиярова» — это новый «Миротворец»?
Тех, кто превратил рабочие механизмы МИДа в тему для хайпа, понять можно. Уже несколько лет на слуху украинский ресурс «Миротворец», на который попадают как известные люди, так и простые граждане, когда-то допустившие высказывания, неугодные украинской элите. Есть мнение, что это по сути «расстрельный» список, и на попавших в него идёт охота. Но даже в случае «Миротворца» всё не так однозначно:
- ресурс неофициальный и не государственный;
- кто и как в него заносит, неясно;
- никакой официальной силы он не имеет.
Главная претензия к «Миротворцу» — публикация персональных данных. На сайте выложены адреса, телефоны, личные данные, в том числе несовершеннолетних. Именно на этом основании Россия требует от ООН закрытия ресурса. Что же касается «расстрельных списков» — слухи сильно преувеличены. На тот же «Миротворец» уже внесён Илон Маск, который допустил несколько высказываний об украинцах, и другие крупные деятели. Абсолютно точно, что при попытке поехать в Украину Маск без труда пересечёт границу и будет встречен караваями — в конце концов, он спонсор, много лет поставляющий связь для ВСУ, и никто в «Миротворец» заглядывать не будет.
Список МИД — совершенно иной документ, имеющий официальную силу. Граждане, действия которых наносят урон Казахстану, в него действительно попадут, — и кто сказал, что это плохо? Зачем принимать сомнительных личностей и преступников, зачем давать возможность мутить воду в Казахстане? Но это рядовая практика, право на которую имеет любая страна. И ничего кроме!
А уж кому там из rus.azattyq что ещё показалось… Так русская поговорка верно советует — если кажется, креститься надо!