«Мастер хитовых шапанов». Так местные жители назвали портную Марину в Улытауской области. Продукция её рук пользуется большим спросом. Марину Юрьевну односельчане называли Мадиной. В своём паспорте она тоже записала это имя. Вместе с её именем часто упоминается слово «мастер». Это потому, что она шьёт казахские шапаны, придавая им особый стиль. Таким образом, она пропагандирует казахскую культуру.
Один из уголков её столовой был превращён в небольшую мастерскую.
«Каждый из этих методов будет способствовать сохранению и продвижению казахских традиций через шапаны и орнаменты, подчеркивая их культурную ценность и историческое значение. Мы надеваем выкройку кошкарских рогов на мужской шапан. А на женский шапан я использую резные фигурки, такие как рога оленя, крылья летучей мыши», — говорит Мадина Оспанова.
Это не только ремесло, но и источник дохода. Когда её муж заболел и оказался прикованным к инвалидной коляске, она впервые взяла в руки иглу и нитку. В 35 лет она начала шить шапаны и открыла свой бизнес. Сейчас это стабильный источник дохода.
«Когда я шью, я отдыхаю. Все трудности и переживания забываются в этот момент. Я закрываю дверь, пою и шью шапаны. Не хочу, чтобы кто-то мне мешал», — говорит мастер.
Дети Мадины — студенты. Все заботы по дому и хозяйству лежат на Мадине. Она ездит на лошади, пасёт скот, выгоняет его на пастбище.
С лошадьми Мадина знакома с детства. Она была одной из немногих девушек в своей деревне, которые ухаживали за лошадьми. Она — всадница, побеждавшая на скачках среди аламанов. На скачках и в игре «қыз қуу» она не раз одерживала победу над парнями.
И сейчас, когда устает от повседневных забот, она садится на свою лошадь и отдыхает.
«Я с детства сидела на лошади. У нас дома не было лошадей, поэтому я крала лошадей соседей, чтобы кататься. Сейчас, сев на лошадь, я чувствую себя легче. Улучшается кровообращение. Раньше наши предки не болели, потому что много ездили на лошадях. А сейчас многие хотят только сидеть с телефонами», — говорит Мадина Оспанова.
Мадина родилась в Москве. Её родители — русские. В 1980 году её отец переехал в Жанарку, чтобы работать геологом, и семья последовала за ним. Мадина училась в казахской школе. Её друзья тоже были казахами.
«Меня не приняли в первый класс, потому что я не знала казахский язык. Через год я уже свободно говорила на казахском, потому что в окружении были только казахи. Так что я опоздала на год с поступлением в школу. Позже даже был момент, когда я совсем забыла русский язык. Мой зять был казахом. Когда я не понимала что-то на русском, он переводил мне на казахский», — говорит Мадина Оспанова.
В 18 лет она вышла замуж за казахского парня и стала уважаемой невесткой в семье. Она соблюдает традиции. Каждый пятницу печёт шелпек. Это для неё обязательное правило.
«После свадьбы мы с мужем пошли в мечеть, чтобы заключить брак. Я приняла ислам по собственной воле. Тогда я получила имя Мадина. Я люблю казахский народ. Я не считаю себя представителем другой нации. Меня никогда не разделяли в моей деревне, в моём окружении не воспринимали меня как русскую», — говорит Мадина Оспанова.
Мадина отличается упорством и гостеприимством. Она и её муж вместе уже 30 лет, и за это время они вырастили шестерых детей.