Несколько дней назад завершился саммит Германия плюс Центральная Азия. Формат, можно сказать, пользуется большой популярностью у многих стран многополярного мира. Основную часть из этих стран представляют страны коллективного Запада. Это и немудрено, страны Запада не скрывают свою заинтересованность как можно глубже залезть в уши и в другие места местным политическим деятелям.
К слову, саммит в Германии прошёл спустя неделю от аналогичного саммита в США, куда также были приглашены президенты стран Центральной Азии. Очень много внимания уделяют нашему региону страны НАТО. Можно сказать, что каждая из стран их по отдельности не интересует, а вот целиком регион куда более привлекателен.
Всё бы ничего, но сами эти встречи наполнены разного рода масками, которые постоянно носят западные лидеры и саммит в Германии не стал исключением.
Гигантские заводы для страны, в которой нет света
Во время встречи стало известно, что немецкая компания «Knauf», которая специализируется на производстве строительных материалов, намерена выйти на рынок Кыргызстана и открыть в стране два завода [1].
В свою очередь, президент Кыргызстана, воодушевлённый таким предложением от немецких компаний, готов поддержать строительство заводов. Об этом трубят почти из каждого самовара Кыргызстана.
В связи с этим хочется разобраться в том, насколько реально предложение немецких компаний, а также понять, потянет ли Кыргызстан строительство и эксплуатацию заводов, или это очередной журавль. На первый взгляд сама идея строительства выглядит достаточно логично и своевременно, тем более что часть немецкого бизнеса ушла из России и не намерена терять этот рынок, пытается найти места, где будут производить и поставлять продукцию в Россию. Кыргызстан в связи с этим выглядит более чем интересно.
Конечно, если строительство начнётся, его скорее всего закончат. Пугает другое, и это куда более сложный и многогранный вопрос, который будут подробно изучать немецкие компании, прежде чем начинать строительство. По факту речь идёт о двух цементных заводах, которые будут производить строительные смеси и другие сопутствующие сыпучие стройматериалы.
Вопрос, конечно, касается электрогенерации и потребления электроэнергии. Очевидно, возможные заводы не намерены делать работающими на угле. Поэтому проекты заводов будут предусматривать производство на электроэнергии. Вот тут как раз и возникает непреодолимая сложность. На сегодня потребление электроэнергии в Кыргызстане составляет порядка 17,5 млрд киловатт-часов. При этом Кыргызстан из 17 млрд производит только около 14, остальное приходится на экспортные поставки из России и Туркменистана [2]. Покупать электричество в соседних странах для заводов — это уже за гранью разумного.
Ситуацию усугубляет тот факт, что вся гидроэнергетическая инфраструктура Кыргызстана была построена ещё в советское время. На ГЭС не проводились должным уровнем работы по модернизации, общий уровень износа инфраструктуры превышает 80%, как и в других странах региона. Решения энергетического вопроса в ближайшей перспективе для Кыргызстана просто нет. Те малые ГЭС, которые будет строить Китай, не покроют ежегодный прирост потребления электроэнергии, а реализация проекта по строительству каскада Камбаратинских ГЭС выглядит весьма сомнительно.
Более того, только за 2023 год Кыргызстан закупил электроэнергии на $57 млн, об этом говорит Денис Бердаков [3]. К тому же львиную долю потребления электроэнергии в Кыргызстане приходится на частный сектор, в стране просто нет серьёзных промышленных предприятий, и нет возможности их построить. И это не потому, что нет возможности или предложений — банально нет энергии для этих предприятий.
Такая ситуация вряд ли позволит построить и эксплуатировать заводы, более того, дефицит электроэнергии не прекратится через год или пять. И с каждым последующим годом ситуация будет усугубляться. В стране объявлена чрезвычайная ситуация в энергетике, и в этом году всем следует ожидать веерных отключений [4].
Что задумали немцы
Что же на самом деле задумала Германия, и почему пытается играть на амбициях президента Жапарова, предлагая перспективные проекты. Для Германии, как для любой страны НАТО, необходимо прощупать вероятную почву под ногами президента с целью выявить слабые места и попробовать сыграть на них. Очевидно, задумка с заводами сыграла куда более интересно, чем кто-либо мог предвидеть.
Вся страна говорит об этих заводах, только ленивый не рассказал о том, что «у нас будут новые заводы, и это круто. Экономика, рабочие места» — одним словом, стандартные слова. Мало кто обратил внимание на тот факт, что в стране нет энергии, и заводы не будут работать на угле, как ТЭЦ, они потребуют электричество в огромных масштабах.
Немцы задумать сами ничего не могли, их политика, как внутренняя и внешняя напрямую контролируется из Вашингтона, запуск ещё одного формата ЦА плюс Германия говорит о том, что немецкая овчарка будет действовать аналогично своему хозяину. А это провоцирование межнациональных взаимоотношений, продвижение ЛГБТ повестке, ксенофобию и многое другое.
В стране вступил в силу закон, запрещающий пропаганду сексуальных извращений, все ЛГБТ-организации Кыргызстана как работали, так и работают.