Казахстан принимает председательство в Шанхайской организации сотрудничества в переломный для всего мира момент. Начало июля 2023 года было ознаменовано знаковым событием для всего мирового сообщества, которое, возможно, в будущем назовут началом переломных процессов в геополитической картине мира.
23-й саммит ШОС — первый шаг к новому миру
4 июля состоялось заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, или 23-й саммит ШОС, на котором впервые с момента принятия в организацию председательствовала Индия.
Прежде чем отметить знаковые моменты этого саммита, напомню, что Казахстан, как и Китай, Россия, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан стояли у истоков формирования организации; ШОС был создан в 2001 году в качестве контрмеры по ограничению влияния Запада в азиатском регионе. В 2017 году к организации присоединились Индия и Пакистан, а также в состав ШОС вошли государства-наблюдатели:
- Афганистан,
- Монголия,
- Беларусь,
- Камбоджа,
- Азербайджан,
- Армения,
- Непал,
- и государства-партнеры по диалогу: Турция и Шри-Ланка.
Иран — полноправный член ШОС
До недавнего времени Исламская Республика Иран числилась в составе стран-наблюдателей ШОС — теперь это государство стало полноправным членом организации, девятым по счету. Это событие вызвало бурю эмоций в американских и западных СМИ. Так например, The New York Times опубликовала статью, рассказывающую своим читателям о том, что на глазах у администрации Байдена было демонстративно показано независимое положение стран-членов ШОС от всяческих западных санкций, а также полный контроль ими своих внутренних проблем. И главный вывод статьи The New York Times — все участники Шанхайской организации сотрудничества готовы начать многополярное противостояние.
Безусловно, вступление Ирана в ШОС привнесло новое измерение в организацию и может оказать существенное влияние на дальнейшие процессы внутри образования, учитывая роль Исламской Республики в широком евразийском регионе от Ближнего Востока до побережья Тихого океана, а также ее сильные позиции в Африке и ряде латиноамериканских стран. Так считает российский эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.
«Иран является интересным примером того, как страна, до недавнего времени считавшаяся региональным государством Юго-Западной Азии, неуклонно движется к тому, чтобы претендовать на статус великой державы. На сегодняшний день можно отметить значительное количество международных процессов, происходящих с участием Ирана, где он оказывает либо прямое влияние на ситуацию, либо демонстрирует потенциал такого влияния. Так например, он играет крайне важную роль в процессах, происходящих на Ближнем Востоке, Кавказе, в Персидском заливе и бассейне Индийского океана; в меньшей степени, но существенно — в Средиземноморье. Хотя страна и несет серьезный ущерб от западных санкций, она годами показала, что может быть самодостаточной, а эта самодостаточность, в свою очередь, обеспечивает Ирану абсолютно независимое положение в мировой политике»,
— подчеркивает эксперт.
У ШОС есть все предпосылки заменить ООН
«Если ШОС хочет оказать значимое влияние во всем мире, то самый смелый путь для нее — это трансформироваться в глобальную организацию нового века, — утверждает президент базирующегося в Нью-Дели аналитического центра Imagindia Institute Робиндер Сачдев. — У ШОС есть все предпосылки стать современным идеальным аналогом Организации Объединенных Наций, но для стран Азии, Африки и Латинской Америки, куда не войдут США и страны Европы, хотя позже возможно участие и западных стран. Нормы и практика ШОС, разработанные ООН, должны быть справедливыми, демократичными и основываться на реалиях 21-го века».
Как бы продолжая эту мысль, премьер-министр Индии Нарендра Моди на открытии 23-го саммита высказал мнение о том, что ШОС может стать «важным голосом для реформирования других глобальных институтов, в том числе ООН».
Действительно, если ООН периодически себя дискредитирует, четко показывая по чьей указке ее большинство принимает решение, то ШОС негромко и поступательно нарабатывает авторитет в мировом сообществе, по крайней мере, на азиатской части континента точно. А с момента вступления в организацию Беларуси (процедура приема Республики в ШОС была запущена в 2022 году в Самарканде и завершится в 2024) можно будет, пожалуй, уже говорить и о ее евроазиатском влиянии.
Казахстан принимает председательство в ШОС
При этом очень важно не допустить геополитического разлома между востоком и западом. Об этом в своем выступлении на саммите говорил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Поэтому ШОС должна представить свое видение устойчивого мира. А в качестве укрепления устойчивости, Токаев предложил создать совместный инвестиционный фонд в рамках ШОС и базу экономических преференций в организации.
Кстати, на прошедшем саммите ШОС было объявлено о передаче председательства в организации от Индии к Казахстану, на период с 2023 по 2024 годы. На этот же период город Алматы объявлен туристической и культурной столицей Шанхайской организации сотрудничества. Одним словом, мы в очередной раз окажемся в центре мирового внимания, и, возможно, станем именно тем государством, на площадке которого будут вынесены важные для всего мира инициативы.
Именно страны ШОС, по словам председателя КНР Си Цзиньпина, должны выступать стабилизирующим фактором для мира и развития на планете:
«Чаяние народов всех стран мира к лучшей жизни — это то, к чему мы должны стремиться. Мир, развитие и сотрудничество, всеобщий выигрыш — это необратимые исторические тенденции. При этом нужно сохранять бдительность к попыткам извне разжигать новую холодную войну и инспирировать цветные революции под каким бы то ни было предлогом, а также крепко держать в своих руках судьбу собственного развития и процветания».