В странах НАТО и США, которые были непосредственными участниками этого события, предпочли забыть и даже не упоминать об этой дате. Не было митингов и акций, никто не прошел маршем с тегом «Югославия_это_я», «ЯСерб» или «ЯМилошевич» — факты трех месяцев бомбардировок мирных городов радиоактивными снарядами и последующего убийства законного президента независимой страны просто замалчиваются. Действительно, гордиться нечем… а если напомнить, то и к текущей деятельности НАТО могут возникнуть вопросы.
Югославия — монета, которую удалось разменять?
Суть конфликта, который закончился бомбардировками, в европейских учебниках тоже преподносится кратко и размыто. Если же попытаться вспомнить события четвертьвековой давности или попросить прокомментировать их тех, кто застал, все становится значительно понятнее:
- Косово и Метохия — исторические сербские земли, которые искусственно накачивались не только радикально-настроенными пришлыми албанцами, но и оружием. Предыстория этого перекоса лежит еще во временах захвата этой локации фашистской Италией, которая и отдала его Албании.
- Основная часть Сербии явно склонялась к социалистическому лагерю, что не могло устраивать Запад. Естественно, как только албанская диаспора оказалась достаточно сильна, ей обеспечили и международную поддержку. Штаты в приказном порядке потребовали от Милошевича отрезать эти две республики и отдать албанцам, не смотря на наличие и активные протесты коренного сербского населения.
- Правительство Югославии попробовало навести порядок, были предприняты силовые попытки подавления албанского сепаратистского мятежа. В 1999 году правительственные войска провели зачистку, в результате которой были погибшие. Белград заявил, что это были террористы и организаторы наркотрафика, а Еврокомиссия, моментально во всем разобравшаяся, объявила 45 погибших мужчин мирными жителями.
Ультиматум Штатов и НАТО вывести войска с собственных территорий и отдать их пришлым с востока албанцам Милошевич отверг. Он отлично понимал, что дальше начнется резня — сербское, цыганское и черногорское население будет просто уничтожено. Но у НАТО уже были свои планы на регион.
Итог — признание необходимости защиты гражданского населения и свержения президента Слободана Милошевича. В цифрах это:
- практически три месяца постоянных обстрелов, бомбардировок;
- 1230 самолетов-бомбардировщиков, катера, подводные лодки;
- 14000 авиабомб и 3000 крылатых ракет на мирные города;
- погибшими от 300 до 1500 военнослужащих, от 2500 до 10000 гражданского населения.
С окончанием бомбардировок кошмар для балканцев не закончился. Из-за использования радиоактивных бомб заражение получили 50 000 человек. И это все ГенСек НАТО Йенс Столтенберг, в глаза глядя сербским студентам, назвал защитой мирного населения.
Косово отделилось, но признания не добилось
Своего Штаты добились. Косово названо отдельной страной, хотя и признанной далеко не всеми государствами. Расклад до сих пор не в пользу разделения Сербии — 106 стран требуют сохранения границ, а 94 — признают Косово независимым. И этот расклад постепенно меняется, но не в пользу НАТО — в 2023 году 9 африканских стран отозвали свое заявление, и поддержали целостность Сербии. По заявлению президента Вучича, еще одна страна готовится также изъявить протест и отказаться признавать Косово самостоятельной страной. При этом все перечисленные страны — члены ООН.
Что же касается президента Милошевича — сравнительно не пожилой человек умер от сердечного приступа в американской семье. Для его вывоза в Штаты потребовалась целая спецоперация — сначала Америка финансовым шантажом добилась от нового правительства права на арест и вывоз для суда, а потом буквально тайком похитила некогда законного и поддерживаемого народом избранного президента. Окончательных показаний по обвинению в геноциде и военных преступлениях он дать не успел, последние его заявления были о попытках отравления в тюрьме.
Истинные цели НАТО в Сербии
Конечно, к моменту начала бомбардировки на Балканах Варшавский договор уже утратил силу — еще в 1991 году руководство развалившегося СССР решило похоронить планы на военный альянс, который мог бы хоть как-то противостоять НАТО. И вряд ли у кого-то из разумных есть сомнения, что в этом не поучаствовали активно Западные спецслужбы. Горбачев только вернулся из Штатов, и на волне энтузиазма от распростертых объятий уже никого не слушал: «Кого нам бояться, если вокруг друзья».
Но чуть позже стало понятно, что в сам альянс Россию никогда не примут, да и окружать ее со всех сторон продолжат. По сути у Североатлантического альянса появилась монополия на военные операции — в мире просто не осталось силы, которая могла бы его сдерживать. Любое решение Штатов легко оформлялось в ультиматумы, а альянс просто выполнял роль силового аргумента.
Могли ли в РФ передумать и, поняв истинные цели, начать восстановление лояльного себе военного блока? Могли. Коалиция стран Варшавского договора, убрав коммунистическую идеологию, могла снова поднять голову. Сербия же могла стать одним из ключевых звеньев — к тому же обозленных давлением со стороны Запада. Допустить этого в НАТО не могли, а схема была уже отработана:
- президент — нелегитимный тиран;
- страна в опасности;
- требуется защита населения и демократических ценностей.
Осталось только дать приказ на вылет, и города погрузились в руины. Действительно, вряд ли сами военнослужащие НАТО когда-то с гордостью расскажут об участи в этой операции, но поставленную задачу они выполнили. А на чьи руки пала эта кровь, долго искать не надо, и отмыться от нее не получится.