Отказ в аккредитации 36 журналистам, работающим на радио Азаттык в самом СМИ назвали нарушением свободы слова и печати. Учитывая, что не получившие аккредитацию журналисты в самом ближайшем времени не смогут работать в стране, это очень серьезный удар. Заверяя, что работа будет продолжаться, команда уже организовывает флешмобы с хештегом #МенАзаттыкпын (#ЯАзаттык). У МИД же есть собственные веские аргументы по этому вопросу.
Азаттык — угроза безопасности страны?
Именно с этим ярким вопросом в заголовке начали свою кампанию представители радио. Они настаивают, что именно Радио Азаттык является образцом свободы слова, печати и журналистики, и именно эта группа подает пример коллегам других изданий, боящихся выступать открыто.
Руководство компании поясняет, что детально выполняло все требования Министерства иностранных дел, вовремя сдавало бумаги и не проводило незаконных мероприятий. Претензии к своей команде оно называет надуманными и политизированными. Якобы все претензии возникают только потому, что Радио часто критикует власть и вскрывает не самые лицеприятные факты в работе государственных структур.
Версия МИД РК
В министерстве иностранных дел пояснили, что к журналистам, которые не получили аккредитацию, есть серьезные претензии. Основных обвинения два:
- Журналисты, которых больше не хотят видеть на официальных мероприятиях, работали без аккредитации. Информацию, что все документы были поданы вовремя, в МИД не отвергают, но подчеркивают, что на принятие решения требовалось время — каждая кандидатура проверяется. И в то время, когда идет проверка, работать они не могут. Это правило было нарушено, что, как и предусматривает процедура, расценивалось как попрание законов РК иностранными гражданами. Этих журналистов больше видеть в качестве прессы Казахстан не хочет.
- Вторая претензия — иск против Радио Азаттык в целом по делу о клевете и публикации недостоверных сведений, который гражданин Казахстана выиграл. Виновные были установлены, компания выплатила штраф, но никаких мер к провинившимся журналистам не приняла. Вопрос касался глобальных взаимоотношений России и Казахстана, и в статье, как доказал суд, факты были сильно переиначены. МИД посчитал, что авторы этой статьи также не могут считаться непредвзятым СМИ.
Что касается претензий Азаттык, то МИД напомнил, что аккредитация иностранных журналистов — право страны, а не обязанность.
Что же касается рассказов о гонении на свободу слова, то вопрос присутствия журналистов от РФ даже на заседании ГенАссамблеи ООН, где Россия председательствовала, не был решен. И страны-приверженцы демократии считают это нормой. Сокращение штата иностранных журналистов в Казахстане никак не может считаться попранием свободы слова, и манипуляции с попытками переврать факты только усугубят положение.