Волну жалоб на цензуру со стороны акиматов и Минкульта Казахстана запустил признанный в России иноагентом Максим Галкин. Сейчас проживающий в Израиле комик почти полгода пытался добиться проведения выступлений в Алматы и Астане, но ему отказывали в аренде площадок по самым разным предлогам. Теперь к его голову присоединились и другие артисты, в частности — группа БИ-2, со скандалом депортированная из Тайланда. На вопрос, справедливы ли обвинения в цензуре и прогибе под Кремль, ответили представители акимата Алматы.
Проверка программы иностранных артистов была всегда
Это мнение акимата. Возможно, ранее такая «литовка» была формальностью, но с началом боевых действий в самых разных частях мира, она стала необходимой. Казахстан поддерживает нейтралитет во всех этих событиях. Перед выступлением, как и в большинстве цивилизованных стран, артисту дают на подпись документ, в котором он соглашается с правилами аренды. Один из пунктов — отказ от политических лозунгов.
И тут уже возникает вопрос. Многие «изнанники» из России всю свою программу строят именно на критике страны. В частности — именно скандальный Галкин. То есть, подписать он может все, что угодно, но часть его зарисовок попадает под понятие «политической агитации». И, как доказала ситуация с ОАЭ, отказываться от них он не собирается — именно после обмена такими выражениями М. Галкин и был оштрафован. При этом предварительная бумага подписана была.
Акимату нужен спокойный город
И главная причина отказа в выступлениях отдельным артистам — поведение их поклонников и противников. Не первый раз на подобные концерты приходилось отправлять усиленные наряды. У зрителей массово отбирались украинские флаги, плакаты с лозунгами. Попытки развернуть это все в зале происходили даже после задержаний и штрафов. Итог — драки, срывы мероприятий, попытки погромов.
Скандалы разгораются даже до начала выступлений. В сети обмениваются информацией и сторонники России, и сторонники Украины. Группировки угрожают расправами, есть риски нападений и массовых беспорядков. И это касается и той, и другой стороны — для активно поддерживающих политику Кремля правила те же.
Акимату, по большому счету, все равно, какой идеологии придерживается артист. Градоуправителям нужен спокойный город. Стоит выступление какого-нибудь Галкина или Гагариной (выступавшей в поддержку российской спецоперации) таких рисков? Акимат свой выбор сделал. Выступления артистов, которые могут спровоцировать такие столкновения, будут запрещаться.
Участие Кремля и Путина в этих процессах в акимате назвали бредом. Казахстан ведет собственную политику и никаких списков Москва не передавала и передавать не может. Даже разговоров таких в ведомствах нет, — это все отговорки тех, кому отказали. При этом оговорить пытаются не только Казахстан. Даже высланные БИ-2 на деле были отправлены в Израиль не по политическим мотивам — они просто выступали нелегально, забыв заплатить налоги и поставить в известность МИД страны пребывания. А это преступление, а не политика.
Крайними остаются сервисы продажи билетов
Так считает создатель сервиса продажи билетов Ticketon Константин Горожанкин. Какими именно соображениями руководствуются в акимате, предсказать сложно. В итоге билеты уже в продаже, а руководство города решает не выпускать артиста. Гнев зрителей обрушивается на продавцов и организаторов. Последние к этому времени могут уже вложиться в афиши, аренду.
Горожанкин считает, что мнение акимата понятно, и даже разумно. Желательно только заранее определиться с некоторыми списками и сделать их прозрачными, потому что сейчас это значительный риск. Впрочем, сказал он, и сами артисты уже сделали выводы, поэтому некоторые просто перестали подавать заявки на гастроли по Казахстану. И для некоторых из них это серьезный финансовый удар. Более 100 концертов россиян из 315 запрошенных были отменены на разных стадиях.