Благодаря исследованиям сибирских учёных в области популяционной генетики и этногеномики удалось установить важные факты о происхождении многих коренных народов России. Южная Сибирь как территория древних миграций и плавильный котёл цивилизаций и культур всегда привлекала генетиков. Популяционно-генетическое изучение таких народов, как алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, позволило установить гаплогруппый (генетико-родовой) состав этих этносов, то есть восстановить генеалогию их основных мужских и женских линий, а также определить ближайшее родство с другими народами России – например, русскими.
В настоящее время в мире набирает популярность такая область исследований, как ДНК-генеалогия (генетическая генеалогия, молекулярная генеалогия). Это междисциплинарное научное направление на стыке истории (генеалогии) и генетики, помогающее углублять знания о наших предках на тысячи лет. Современные ДНК-генеалогические исследования могут определить степень генетического родства всех людей, помогая найти место для каждого на родословном (филогенетическом) древе жизни. Молекула ДНК как носитель наследственной информации является биологическим документом, на основании которого мы в состоянии реконструировать нашу генетическую родословную. Сегодня генетико-генеалогический метод наряду с классическими приёмами архивной генеалогии является непреложным инструментом, позволяющим максимально точно подтверждать данные о предках.
Учёные используют термин «гаплогруппа», то есть генетический род. Другими словами, это группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка, у которого произошла мутация в ДНК, а затем была унаследована его потомками. ДНК-генеалогия изучает генетическую историю человечества с помощью исследования гаплогрупп Y-хромосомы (Y-ДНК) и митохондриальной ДНК (мтДНК). Генетические маркеры Y-ДНК передаются с Y-хромосомой исключительно по отцовской линии, то есть от отца – сыновьям, а маркеры мтДНК по материнской линии – от матери всем детям. Таким образом, мужчины являются носителями маркеров Y-ДНК и мтДНК, а женщины – только мтДНК.
В настоящее время выделены 22 Y-гаплогруппы, которые охватывают мужскую часть современного человечества. Важным термином, определяющим ветви филогенетического древа, является «снип», или «снип-мутация» (от англ. SNP – Single Nucleotide Polymorphism, то есть «одиночная нуклеотидная вариация»). Это необратимая метка в ДНК, фактически помечающая роды и племена, которые состоят из потомков одного общего предка – патриарха рода. По наличию/отсутствию этих общих однонуклеотидных полиморфизмов (необратимых мутаций) сравниваются представители разных популяций – от семей и родов, до субэтносов и целых народов. Существуют моно- и полигаплогруппые народы, речь можно вести даже о молекулярно-генетических расах. Если раньше мы могли гипотетически рассуждать об установлении степени родства тех или иных людей, предполагая их близость на уровне человеческих рас и вида, то , сравнивая генетические маркеры в ДНК, мы можем надёжно определять, когда и где жил наш ближайший общий предок.
В Хакасии также ведутся генетико-генеалогические исследования, в частности, на примере хакасских родословных, которые проводит кандидат философских наук, заведующий лабораторией генеалогических исследований ХакНИИЯЛИ Алексей Сергеевич Нилогов. Стоит напомнить, что пионерами в популяционно-генетическом изучении хакасских сеоков (этнородов) стали учёные из ХГУ им. Н. Ф. Катанова – доктор медицинских наук, ректор О. В. Штыгашева и кандидат медицинских наук Е. С. Агеева, которые в кооперации с томскими генетиками, докторами биологических наук – В. А. Степановым и В. Н. Харьковым – провели сбор ДНК-образцов в трёх районах республики в 2000–2010-х годах. Первые результаты были опубликованы в их совместной монографии «Гены и болезни хакасов» ещё в 2010 году, а в статье 2020 года «Генофонд хакасов и шорцев по маркерам Y-хромосомы: общие компоненты и генетическая структура родов» учёные поделились подробными генетическими данными о происхождении хакасских субэтносов и сеоков.
С помощью накопленных объективных фактов удаётся устанавливать общих филогенетических (генеалогических) предков различных народов по прямым мужским и женским линиям, то есть по половой Y-хромосоме и митохондриальной ДНК. Комплексное изучение конкретных хакасских родов и фамилий проводится А. С. Нилоговым в сотрудничестве с лабораторией Академии ДНК-генеалогии в Москве. В 2021 году была опубликована статья А. С. Нилогова и Е. В. Пайора о ДНК-генеалогическом исследовании хакасского рода Майнагашевых.
Перспективными являются полногеномные исследования представителей хакасских сеоков для научной верификации их родословных и этногенеза. На сайте «Пульс Хакасии» была обнародована информация о получении первого полного генома хакаса В. Н. Азаракова, в газете «Абакан» опубликован материал о полногеномном секвенировании Y-хромосомы известного хакасского политического и общественного деятеля А. С. Асочакова. Новизну таких исследований поддержал депутат Государственной думе РФ от партии «Единая Россия» О. А. Матвейчев.
В 2022 году опубликована новая статья А. С. Нилогова «Ближайший общий предок русских, тувинцев и хакасов по данным генетической генеалогии», которая вошла в сборник материалов международной научно-практической конференции «Вековой путь развития Тувы». В ней рассмотрен вопрос определения общих генетических мужских предков у русских и тувинцев, тувинцев и хакасов по данным генетической генеалогии. В результате сравнения преобладающих Y-гаплогрупп (генетических родов), характерных для русских и тувинцев, тувинцев и хакасов, удалось установить приблизительное время жизни их ближайших общих предков по прямым мужским линиям.
Выяснилось, что генетически ближе всего к русским (48% от мужской популяции) среди хакасов относятся сагайцы из Аскизского и Таштыпского районов, принадлежащих к гаплогруппе R1a-Z93 (28% от мужской популяции). У шорцев она достигает 70%. Согласно филогенетическому древу их общий предок, имевший мутацию R1a-Z645, жил около 5,5 тысяч лет назад. Основатель ДНК-генеалогии А. А. Клёсов пишет: «Фактически, это скифская гаплогруппа, прибывшая в Южную Сибирь из серии археологических культур – синташтинской, андроновской, карасукской, тагарской, таштыкской, пазырыкской, сформировавших культуры скифского круга». Для сравнения заметим, что с хакасами-качинцами из Ширинского района, принадлежащих к гаплогруппе N1b-P43 (44% от мужской популяции), и русскими субклада R1a-Z283 дистанция составляет уже 45 тысяч лет. Третья по численности гаплогруппа у русских – N1c1-M178 (16% от мужской популяции). Эта же гаплогруппа выявлена и у 20% хакасов-бирюсинцев из Кивинского и Кийского родов в сеоках хый и хобый. Общий предок по этой гаплогруппе для 16% русских и 20% хакасов жил примерно 16 тысяч лет назад. По словам А. А. Клёсова, «при такой неоднородности состава хакасов по гаплогруппам для достоверных выводов об истории происхождения их родов необходимы более масштабные исследования с привлечением подходов и методов ДНК-генеалогии».
Генетическая близость между русскими и тувинцами также определена по общей для них гаплогруппе R1a-Z645 (около 5,5 тысяч лет назад), к которой по нисходящей линии R1a-Z93 относятся 12% тувинских мужчин. У русских гаплогруппы R1a-Z283 и тувинцев гаплогруппы N1b-P43 (24% от мужской популяции) дистанция составляет более 45 тысяч лет до ближайшего общего предка. Для третьей по численности гаплогруппы N1c1-M178 общий предок для 16% русских и 19% тувинцев жил примерно 16 тысяч лет назад.
Дальнейшие ДНК-исследования Y-хромосом русских, тувинцев и хакасов позволят уточнить хронологию и детализировать филогению (генеалогию) родов для определения их ближайших общих предков. Эти примеры показывают, что любой этнос, как правило, состоит из нескольких генетических родов, объединённых культурно-исторической общностью. Генетическое изучение мужской половой Y-хромосомы гармонично вписалось в патрилинейную традицию большинства народов мира, ведущих своё происхождение от легендарных пращуров. На смену языковым играм в этнонимы наконец-то пришёл естественнонаучный метод, позволяющий реконструировать историю конкретного народа на основе независимых объективных данных – тех биологических родословных, которые каждый человек несёт в себе по принципу «предок – потомок».
Извлекая древнюю ДНК из костных человеческих останков, палеогенетиками восстанавливается генетическая преемственность популяций из разных археологических культур и, тем самым, отвечать на вопрос о том, являются ли эти давно умершие люди нашими прямыми предками. Таким образом, мы можем глубоко заглянуть в собственное прошлое, осознав общую родословную человечества и всей жизни на Земле.
А. С. Нилогов, кандидат философских наук,
заведующий лабораторией генеалогических исследований,
ведущий научный сотрудник ХакНИИЯЛИ