Четверг, 23 мая, 2024
ДомойНовостиВ миреБлокировка «Азаттык Медиа» только в Кыргызстане — купирование «хвоста» частями?

Блокировка «Азаттык Медиа» только в Кыргызстане — купирование «хвоста» частями?

Решение о блокировке «Азаттык Медиа», то есть так называемого «Радио Свобода» и дочерних организаций, принял Ленинский районный суд Бишкека. Расследование длилось почти год, и судья Чолпон Каримбаева приняла решение удовлетворить иск Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики о прекращении деятельности компании как противоречащую интересам Кыргызстана. И хотя представители «Азаттык Медиа» в Кыргызстане уже заявили, что будут оспаривать решение, истинные патриоты страны считают постановление победой. Впрочем, у представителей откровенно спонсируемой Западом организации есть чем заняться, пока идут слушания, — в Казахстане «Радио Азаттык» продолжает работать.

Чей голос транслирует «Свобода Европы»?

Начав работать ещё в далёком 1947 году, «голос свободы» активно продвигал свои идеи на все страны в сфере интересов Соединённых Штатов. Основная идея никогда не скрывалась — Радио «Свобода» было создано частной организацией Амкомлиб — Американский Комитет по освобождению народов Советского Союза от большевизма. Вещание велось на страны Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока и на Россию. Назвать контент ресурса качественным даже в этот период нельзя, — флёр добавляла недоступность и запрещенность.

Неудивительно, что дочерние организации «Радио Свобода» зарегистрировались в отдельных странах разваленного Союза даже быстрее, чем местные, — разрозненные и с трудом понимающие, как жить дальше, государства стали лакомым кусочком. Ещё меньше удивления вызывает факт, что после отказа Казахстана от политики Большевизма, с которой якобы боролась «Свобода», финансирование было только увеличено. После первого шага наметились другие задачи — сильный Казахстан, который может сам стать ядром и связующим звеном Азиатского региона, Америке тоже не нужен.

«Радио Свобода» — свобода выбора спонсора?

Скандалы и суды сопровождают деятельность организации уже давно. Только за последние 5 лет коллектив претерпел две полные перезагрузки. О давлении и несвободе при работе на «Свободном» радио говорят многие его экс-сотрудники. При этом прослеживается чёткая последовательность — каждый предыдущий коллектив поливает грязью текущий, а новый начинает видеть давление, провокации и подковёрную игру только после следующей волны увольнений.

Меня увольняли вице-президент Радио Свобода Ненад Пейич и региональный директор по Центральной Азии Аббас Джавади. Они давили на журналистов, устраивали подстрекательства, плели интриги, — со слезами рассказывает Асем Токаева.

В одном все экс-сотрудники практически единогласны — ни о какой свободе слова речи не идёт, — радио освещает события только с той точки зрения, на которую указали кураторы. Даже исламистская повестка, которую для Казахстана аккуратно перекрасили в национальную идею, появилась не случайно, — в польский офис, который курирует Казахстан, пришла команда Аббаса Джавади, назначенного главой Центрально-Азиатских программ. Правда в 2019 году в действиях Джавади даже в самих штатах усмотрели признаки уголовного преступления, и отправили на пенсию, и команда снова поменяла вектор.

Азаттык офис

 

В том же 2019 году скандал разгорелся в таджикском филиале, — команде Радио «Озоди» пришлось признаться, что действия не соответствовали принципам свободной прессы. Соджида Мирзо была уволена, так как заявила, что действовала в интересах правительства Таджикистана. В головном офисе «Радио Свободы» посчитали, что таджикское радио не может работать в интересах собственной страны и распустили коллектив, поставив новую, более сговорчивую команду.

Открытая стадия конфликта «Радио Свобода» с правительством Кыргызстана началась после вооружённого конфликта на кыргызско-таджикской границе. Степень ангажированности и предвзятости материалов переполнили чашу терпения контролирующих органов. Первыми на закрытие кыргызской «Свободы» отреагировали американские сенаторы, назвавшие ситуацию давлением на свободу слова. В искреннюю обеспокоенность американских парламентариев можно было бы поверить, если бы не полное вытеснение из самих Штатов всех русскоязычных репортёров, отказавшихся работать в «правильном ключе демократии».

Впрочем, быть гибкой «Свобода» тоже умеет. В случае смены правительства в отдельных странах и филиалы компании быстро меняли политику подачи событий. Несложно вспомнить, каким было отношение к Назарбаеву, и что репортёры говорят о его семье сейчас. Проследить можно только одну неизменную черту, — в любом своём векторе «Азаттык» призывает не к единению, а к раздору — политическому, национальному, социальному в зависимости от ситуации и момента времени. Главное — чтобы аудитория не объединилась и не стала в единстве сильнее.

Но если Кыргызстан со своей свободой от «Свободы» уже определился, то Казахстан слушает и смотрит. Смотрел и слушал явно предвзятые материалы перед январскими событиями, терпит регулярные передачи об этническом самосознании и внемлет рассказам о «истинных демократических ценностях». Сидящие в Польше кураторы рассказывают, как жить Казахам и с кем дружить. Спонсируемые Америкой журналисты показывают решения и отчитывают за неверный выбор. И даже если кто-то заикается, что в этой ситуации есть что-то странное, — его тут же затыкают. Ведь Свободе нельзя затыкать рот, не так ли?

Советуем посмотреть

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

События дня

Самое популярное