Франция и ее проблемы редко попадают в новостные ленты Казахстана. Максимум — пресса уделяет пару строчек прилету крупных лидеров и встрече на высшем уровне. Да и в «столице моды и багетов» вряд ли кто-то с ходу сможет на карте показать местоположение Казахстана. Тем не менее, за последний год произошел ряд событий, позволяющих провести уверенные параллели, — Франция, судя по всему, как и Казахстан не может определиться с вектором развития. И этот выбор в том и другом случае — принципиальный.
АЭС в Казахстане может быть французской?
Один из проектов, который тормозится всеми возможными силами от МАГАТЭ до «зеленых» — строительство Атомной Электростанции в Казахстане. При этом один из удобных и выгодных вариантов передачи технологий — французский. Именно Франция первой (раньше Китая и Южной Кореи) подтвердила готовность не только построить станцию, но и передать Казахстану технологию получения топлива, то есть практически обеспечить независимость процесса от каких-либо партнеров.
Сама Родина первой Революции, что такое независимость, почти забыла. Уже никого не удивляет, что все ключевые решения в Европе принимаются в согласовании с Штатами. Но именно Франция, кажется, мириться с этим не намерена. Наглядный пример из той же ядерной отрасли — ситуация с попыткой США приобрести французский стратегической Velan SAS. Это предприятие — одно из немногих, выпускающих детали для ядерных реакторов. Аналогов ему практически нет, даже, как ни странно, в Китае, торговля с которым является лакомым кусочком для Франции.
Зачем США это предприятие, совершенно понятно. Получив Velan Inc. целиком, Америка становится монополистом и сама будет решать, куда продавать реакторы, а кого шантажировать очередными санкциями. И Францию, судя по всему, это не устраивает. Париж сделал все, чтобы Velan SAS, часть сделки, была исключена из общего списка и после сделки с американской Flowserve осталась под управлением французской Segault SAS.Чуть ранее по поручению президента Макрона также был исключен из сделки и Segault SAS — поставщик оборудования для атомных подводных лодок. Сам же Макрон открытым текстом заявил, что такие действия — защита реального суверенитета страны, и другие европейские страны, как и Франция, должны последовать его примеру и задуматься о собственных интересах даже в противовес американским.
Что же касается Казахстана, который тоже активно расстается со своими активами, хотя чаще речь идет о ресурсах, — сотрудничество с Францией в ядерной энергетике было бы ему выгодно. У Франции практически нет своего урана, а на фоне мятежа в Нигере его стало еще меньше. Зато у Казахстана он есть. Франция уже готова давать хорошую цену, а Казахстану нужны инвестиции в добычу, чтобы ее нарастить. И против только «зеленые», ООН, МАГАТЭ и прочие организации, давно уличенные в работе на Америку. И они настолько обеспокоены экологией Казахстана, что ни разу не упомянули страшную засуху и перекрытые каналы с водой для орошения из Кыргызстана, зато все лето регулярно искали причины признать непригодными выбранные для строительства АЭС площадки.
Акции протеста — плата за попытку стать независимым?
Что же мешает Макрону просто гнуть свою линию и не обращать внимание на США? Почему страна с многовековой историей, которая диктовала миру правила жизни еще в те века, когда Американский континент принадлежал индейцам и европейцами не был открыт, танцует под дудку Штатов? Причин несколько. И кроме экономических (созданных неразрывно с подачи той же Америки) есть иные. Франция пятый год страдает от митингов и многие проекты просто срываются забастовками, голодовками и перекрытыми дорогами — всем, что Америка называет проявлениями демократии.
Говорить, сколько стоят Франции эти «демократические коллапсы» не принято. Даже Россия, где на ТВ часто показывают проблемы Запада, старается ограничиваться скупыми сводками. А тем временем это проблема — остановка метро или авиасообщения для французов уже стала рядовым явлением, часто бастуют даже медики и учителя, не говоря уже о строительной или культурной отрасли. Пять лет Франция парализована минимум на треть, — кому выгодно ослабление Первой Империи? Наверно тому, кто уже и в открытую подставлял Францию на контракт с подводными лодками… Стоимость контракта была 40 миллиардов долларов, и у Франции эти деньги просто отняли.
Что будет, если Франция настоит на своей позиции и, например, все-таки договорится с лидером Китая уже не как представитель «коллективного Запада» с соответствующими ценностями, а как самостоятельная в решениях и готовая к сотрудничеству держава? А что будет с Казахстаном, если Токаев открыто скажет, что решение о выборе партнера для строительства АЭС выберет самостоятельно, как и пути сбыта топлива? Ответы, скорее всего будут идентичными — у Франции и Казахстана действительно оказывается много общего. Вот только кто первым вспомнит многовековую историю побед и реальной независимости и наконец-то поднимет голову, пока непонятно. Или этот камень на распутье станет и камнем преткновения?