В одном из древнейших городов Казахстана — Туркестане, который еще называют духовной столицей тюркского мира, 3 ноября состоится юбилейный Х саммит Организации тюркских государств (ОТГ) — знаковое и очень важное для многовекторной политики нашей Республики мероприятие.
На первый взгляд, повышенное внимание к нашему государству со стороны мировых держав, от Китая и России, до США и Евросоюза, а теперь еще и Турецкой Республики, может создать иллюзорное представление о главенствующей роли Казахстана среди стран Центральной Азии. Бесспорно, географическое положение нашего государства и богатство его земель редкими полезными ископаемыми дают нам ряд значительных преимуществ. Однако, имперские амбиции в одночасье рушатся, когда становятся понятными основные цели интереса к нам ряда политических акторов.
И поскольку до встречи на нашей территории глав и представителей тюркских государств остается чуть больше месяца, то, пожалуй, следует разобраться в том, что для Казахстана значит ОТГ и какую цель преследует Анкара, активно продвигая идею объединения всех тюркоязычных стран под эгидой «Великого Турана», где главная роль отведена Турции.
Турция и Казахстан — братья и партнеры?
Конечно, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган видит в Казахстане одного из главных своих союзников. Недаром, в 2021 году на очном саммите лидеров Тюркского совета в Стамбуле, ставшего отправной точкой в развитии и укреплении Организации тюркских государств, Реджеп Эрдоган посадил по правую руку от себя президента Азербайджана Ильхама Алиева, а по левую руку — президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева, как бы показывая и подчеркивая важность данных стран и их положение в выстраиваемой иерархии Организации тюркских государств. И это не случайность, а важный элемент восточноазиатских политических традиций.
О том, что Турция и Казахстан не только братья, но и стратегические партнеры, в начале сентября этого года отмечал и прибывший к нам в Республику новый глава МИД Турции Хакан Фидан. Глава турецкой дипломатии договорился с нашим Президентом об углублении сотрудничества в энергетическом секторе и в сфере оборонной промышленности, но, пожалуй, самые весомые и впечатляющие договоренности состоятся в рамках саммита, когда в Казахстан приедет сам Реджеп Эрдоган.
Скорее всего, состоится более детальная проработка вопросов в оборонной сфере. Наша Республика планирует при поддержке Турции, которая построит для Казахстана боевые корабли, создать серьезный флот на Каспийском море в противовес российскому. Так, например, американский аналитик Пол Гобла считает, что в итоге в ближайшее время Турция может стать главным игроком на Каспии, что повлечет за собой изменения в расстановке сил в регионе.
«Великий Туран» Эрдогана — роль марионетки для Казахстана
Естественно, президент Турции это понимает и поэтому активно под любым предлогом и везде продвигает свой любимый проект «Великого Турана», не столько для объединения всех тюркоязычных стран на основе мирного сотрудничества, сколько с целью формирования военного альянса, так называемой «армии Турана» для воссоздания в ближайшем будущем неоосманской империи. Риторика данного проекта не ограничивается лозунгом «Шесть стран — один народ», где под странами имеются в виду бывшие советские республики, в том числе и Казахстан, а открыто использует малоприятные, но о многом говорящие определения: «узбекские турки», «казахские турки» и даже «татарские турки», поскольку география «Великого Турана» довольна широкая. В нее входят помимо стран ОТГ некоторые государства Балканского полуострова, часть Ирана, южные регионы России, большая часть Сибири и западная часть Монголии, Алтай, Якутия и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
«Для стран азиатского региона игра в проект под названием „Великий Туран“ создает опасность превратиться в западных марионеток. Они будут идеологически накачаны и использованы для того, чтобы действовать против России. Потому что никакой Туран Западу был бы не нужен, если бы он не позволял объединить страны против России.
Такое объединение против России как раз и происходит. Но для самих этих стран это означает, что они могут разрушить свою торговлю, поставить под удар легитимность своих политических систем. К этому туранскому „великомалому“ блоку будет очень настороженное отношение России, Китая и Ирана. В конечном счёте этот проект толкает государства, которые находятся в положении теснейшего соприкосновения с этими тремя новыми экономическими лидерами, на то, чтобы „задираться“, нервировать этих новых лидеров, не оглядываясь на собственные экономические интересы. Это может привести просто к гибели таких государств, то есть, Туран — это такой способ самоуничтожения», — уверен российский политолог, публицист, директор Института нового общества Василий Колташов.
«Соединенные Штаты Турции»
Эти слова эксперта отчасти подтверждают и турецкие СМИ, давно назвавшие Организацию тюркских государств «Соединенными Штатами Турции», указывая на главенствующую роль Анкары в данном альянсе.
«Если подробнее говорить о „Великом Туране“, то здесь много иллюзий и много искусственного. Несмотря на близость языков, страны живут в разных культурно-социальных условиях. Менталитет отличается, основные ценностные ориентиры у людей разные. Если рассматривать общие вопросы — единство культурного наследия — то, в принципе, Центральная Азия настолько в этом плане богата, что в разные исторические периоды было разное наследие», — уточняет старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. — «Для Казахстана, например, Золотая Орда является важным историческим элементом. Советский Союз, пусть сегодня и подается в негативном ключе, но и с этим периодом связаны многие наследия — промышленное, инфраструктурное, образовательное».
Хитрая Формула Эрдогана
По мнению казахстанского политика, общественного деятеля и журналиста Айнура Курманова, богатая недрами и землями Средняя Азия для правящей турецкой верхушки является лишь объектом экспансии, экономического и военно-политического завоевания и окончательного подчинения в качестве колонии, а также способом оказания воздействия на Россию, Китай и Иран. И это сразу прослеживается в выступлении Эрдогана, который рассматривает первой наиважнейшей задачей Организации тюркских государств перенаправить все транспортно-энергетические маршруты и вывоз сырья из региона через Каспий в сторону Азербайджана и Турции в обход территории России.
«Формула Эрдогана о „шести государствах и одной нации“, положенная в основу нового объединения, лжива с самого начала. Так, территория бывших советских среднеазиатских республик никогда не входила в состав Оттоманской империи, а другая тюркская империя Тимуридов из Центральной Азии даже наносила военные поражения в 14 веке османам. И именно государство Тимура хромого, ставшего грозой турецких султанов, приняло название Туран, а не наоборот. Поэтому мы видим в телодвижениях Реджепа лишь попытку фальсификации истории, подмены понятий и терминов, и присвоение чужого наследия», — подытоживает Курманов.
Известно и то, что в Турции в настоящее время активизировались так называемые казахские националисты, одним из лидеров которых является глава непризнанной националистической партии «Тил майдани» Куат Ахметов. О нем заговорили, как об основном организаторе языковых рейдов в Казахстане, которые были названы администрацией президента страны «пещерным национализмом». Кроме того, на территории Турции радикалы формируют вооруженные подразделения из своих соотечественников, среди которых немало деструктивно настроенных активистов, выехавших из Казахстана после провала госпереворота в январе 2022 года. Эти объединения казахстанских националистов в Турции активно поддерживает турецкая националистическая молодежная организация «Бозкурт», придерживающейся идеологии пантюркизма. Итог столь активной деятельности вышеупомянутых политэмигрантов на территории Турции — это прямая и явная угроза национальной безопасности Казахстана!
И здесь становятся абсолютно понятными главные смыслы повышенного внимания к Казахстану со стороны Анкары.
Ну, как тут не вспомнить греческую поговорку: «Если турок говорит о мире, значит будет война!»