4 октября исполнилось ровно 66 лет со дня успешного запуска с космодрома Байконур первого искусственного спутника Земли. В этот день в 1957 году началась космическая эра человечества, которую спустя десять лет, в сентябре 1967 года, официально провозгласила Международная федерация астронавтики. Так, о никому не известном участке пустынной местности, расположенном между двумя райцентрами Кызылординской области Казахстана, заговорили во всём мире. С того времени и началась история космодрома Байконур, который вместе с одноимённым городом образуют комплекс «Байконур», некогда советский, а теперь, арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года.
От решения проблем к развитию, а не наоборот
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, побывав в прошлом месяце с рабочим визитом в Кызылординской области, посетил и город Байконур, где на встрече с акимом области и специальным представителем президента Республики Казахстан на комплексе Байконур Кайратом Нуртаем, подчеркнул необходимость тесного взаимодействия местных властей с российской стороной для развития Байконура.
Однако, прежде чем говорить о развитии города, следует решить накопившиеся здесь проблемы, связанные с коммунальными услугами и ценами на них, с рабочими местами и низкими заработными платами, и так далее. История у города славная, чего не скажешь о настоящем, и тем более о будущем этого населённого пункта.
За справедливостью — к журналистам
В редакцию « kz24.news» обратился гражданин Республики Казахстан, офицер запаса, проживающий в городе Байконур с 1987 года. Человек с активной жизненной позицией, ратующий за справедливость, как и его жена. Назовём их Василий Николаевич и Василиса Дмитриевна.
Эта семейная пара в городе была на хорошем счету, даже как-то в конкурсе «Лучшая пара Байконура» они стали серебряными призёрами. Василису Дмитриевну, как прекрасного специалиста в области программного обеспечения, и ответственного работника Почтовой службы города начальство ценило и всячески поощряло. Помимо работы, она занималась творчеством, а в 2017 году вошла в тройку победителей конкурса «Мисс Байконурочка».
Казалось бы, что ещё можно пожелать для благополучной жизни? Но мы не зря сказали вначале, что Василий Николаевич и Василиса Дмитриевна всегда были борцами за правое дело. Около четырех лет назад, добиваясь положенной им денежной компенсации, они изменили свою жизнь не в лучшую сторону. Но обо всём по порядку и со слов самого Василия Николаевича.
Куда пропала надбавка к зарплате?
Правительство России в 2010 году с целью обеспечения социальных гарантий гражданским служащим в г.Байконуре установило районный коэффициент в размере 1,5 к денежному содержанию на период аренды комплекса «Байконур» Российской Федерацией. Эта надбавка была подтверждена в сентябре того же года Постановлением главы администрации города Байконур, однако прибавку в зарплате так никто и не увидел. В начале 2020 года моя жена писала письма в Минсоцразвития, Министерство труда РФ и Министерство юстиции РФ для дачи разъяснения по этому поводу.
Жене ответили, что такое постановление 2010 года есть, и согласно ему, установленный коэффициент начисляется сверху на МРОТ, который на тот момент был 12 600 рублей.
В результате моя жена, являясь на тот момент инспектором почтовой службы города Байконур, обратилась с вопросом к своему руководителю — директору ГУП «БайконурСвязьИнформ» Мухамадиеву Идлю Вильевичу, который, в свою очередь, отправил её к учредителю, то есть в городскую администрацию. В итоге она не получила никакого ответа, после чего было написано коллективное письмо и его подписали 27 человек (почтальоны, сотрудники посылочного отдела, операторы связи). И уже это письмо было отправлено в прокуратуру.
Суд постановил — выплатить!
Прокуратура письмо рассмотрела, приложила ответы из Минтруда, Минсоцразвития, Минюста РФ, и отправила весь этот пакет документов в суд. И суд признал, что заработная плата начислялась неправильно и в итоге подписавшие письмо 27 человек получили от 45 до 70 тысяч рублей недоплаты. Представляете, какие суммы были не доплачены всем сотрудникам ГУПов города Байконур.
После того как по городу пошёл слух, что сотрудники «БайконурСвязьИнформ» отсудили недоплату зарплаты за год, предшествовавший написанию заявления, прокурор побежал предупредить главу города о том, что могут с подобными заявлениями прийти работники других городских служб и также потребовать выплату недоплаты. А это около двух тысяч граждан Казахстана, на которых и бюджета не хватит, и предприятия обанкротятся.
«Теперь ходи и оглядывайся!»
В результате глава города Байконур Бусыгин Константин Дмитриевич издал постановление о том, что с 1 июля 2020 года МРОТ по городу Байконур — 18 300 рублей. То есть, все остальные граждане Казахстана, работающие на городских предприятиях Байконура, остались без доплаты.
А затем, чтобы, видимо, разрядить ситуацию, глава города в сентябре 2020 года освободил от занимаемой должности с зарплатой 150 тысяч рублей директора ГУП «БайконурСвязьИнформ» Мухамадиева Идля Вильевича, который, уходя, сказал моей жене прямым текстом: «Теперь ходи и оглядывайся!»
И спустя 8 месяцев правоохранительными органами Российской Федерации в отношении моей жены было сфабриковано уголовное дело, где указывалось, что один гражданин, с которым, кстати, наша семья была знакома более 10 лет, выступил в качестве лица, якобы купившего у моей супруги наркотические средства.
Казахстан своих не бросает!
Руководитель Следственного комитета Российской Федерации на комплексе Байконур дал мне понять, что решение суда Республики Казахстан для Российской Федерации не легитимно. То есть, сотрудники правоохранительных органов РФ возбуждают уголовное дело, фальсифицируют его; потом оно направляется в правоохранительные органы Казахстана для принятия решения по существу, так как моя жена является гражданкой Республики Казахстан.
Судебные органы Казахстана приходят к правильному выводу, прекратив уголовное дело ввиду непричастности и отсутствия состава преступления, а российская сторона не хочет привлекать к уголовной ответственности своих сотрудников, причастных к фальсификации уголовного дела, аргументируя это тем, что решение казахстанского суда для России не имеет значения. Вот такой вот у нас бардак!
Почему Казань?
Согласно договору аренды комплекса Байконур, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, все объекты космодрома, в том числе создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома Байконур, членов их семей и других жителей города, а также жилые, административные и служебные помещения берёт в аренду Российская Федерация, то есть обязуется их содержать. Кроме того, персонал космодрома (военнослужащие, командированные на объекты предприятия и органы государственной власти), а также пенсионеры, проживающие в самом городе, посёлках Акай и Торетам, то есть граждане Республики Казахстан, ставятся на учёт в Пенсионный фонд Российской Федерации и получают пенсию от России.
А вот теперь интересный момент. Президент РФ Владимир Путин около 5 лет назад раздавал всем пенсионерам по 5 тысяч рублей. Так вот, в городе Байконур эти деньги выдавали только гражданам России. Граждан Казахстана проигнорировали, после чего они обратились в Прокуратуру, сославшись на договор аренды комплекса. В итоге деньги им выдали через суд. А потом Пенсионный фонд из Байконура перенесли в город Казань Российской Федерации, видимо, для того, чтобы казахстанцы не смогли больше отсуживать свои права.
Вопрос: «Какое отношение к Байконуру имеет город Казань?»
Пенсионеры остаются ни с чем!
Город Байконур с момента распада Советского Союза относился к Московской области. Все сотрудники полиции Байконура на всех документах пишут Московская область и ставят штамп Министерства внутренних дел РФ на комплексе Байконур Московской области и так далее.
То есть граждане Казахстана пенсионного возраста, проработавшие на Байконуре по 15 и 20 лет на предприятиях РФ, которые вели отчисления в Пенсионный фонд РФ, ничего не имеют в Пенсионном фонде Республики Казахстан, никаких накоплений. А теперь Россия пытается от нас откреститься.
Так, например, гражданин Казахстана, отработав и выйдя на пенсию, хочет уехать к детям. Вся молодёжь отсюда бежит в крупные города Казахстана (Астану, Чемкент, Алмату), где есть работа, потому что в Байконуре из-за санкций в данное время ничто не работает нормально. Таким образом, при переезде пенсионер идёт в российский Пенсионный фонд и просит перевести его накопления в Пенсионный фонд Казахстана. На что получает ответ — это не ваши деньги, это деньги работодателя; он из своего фонда перечислял вам. То есть получается, что пенсионер из Байконура уезжает ни с чем.
Кто оплачивать будет?
В соответствии с договором аренды комплекса Байконур, ремонт и содержание всей инфраструктуры в нашем городе происходит за счёт и из бюджета Российской Федерации. Однако у нас в платёжке за коммунальные услуги первой строкой идёт «Ремонт и обслуживание общедомового имущества». И стоит это примерно 1 400 — 1 500 рублей в месяц, в переводе на тенге — 7 500 — 8 000.
Получается, что Российская Федерация перевесила на граждан города Байконур то, что должна оплачивать сама из своего бюджета?
В ожидании ответа
Я задал этот вопрос в письме представителю президента Республики Казахстан на комплексе Байконур Нуртаю Кайрату. А ещё спросил, есть ли в Казахстане договор или проект договора о субаренде, где говорится о том, что Российская Федерация передаёт нам, жителям города Байконур, в субаренду наши жилые помещения, которые не приватизированы, и принадлежат Республике Казахстан. Ответа от Нуртай Кайрата на своё письмо я пока не получил.
Но я точно знаю, что такого договора нет, потому что, когда в 1994 году подписывался договор между Ельциным и Назарбаевым — это был один из важных вопросов и я лично видел предварительный проект этого договора, где цена аренды стояла 450 миллионов долларов в год. Потом эта сумма снизилась до 115 млн долларов в год, но при условии за все жилые помещения платит Российская Федерация.
То есть мы, жители города Байконур должны платить только за продаваемые нам ресурсы (вода холодная и горячая, отопление, электричество). Соответственно, Россия, как арендатор, должна оплачивать наш жилищный фонд. Давно на эту тему идут разговоры и споры. Но когда споры кипят — истина испаряется! В итоге у жителей Байконура получается не жизнь, а выживание!
P. S.
Резюмируя свой большой и наболевший монолог, наш читатель высказывает надежду на то, что в его родном городе всё-таки всё будет приведено в порядок, жителям дадут возможность приватизировать своё жильё и будут установлены казахстанские цены на коммунальные услуги. И ещё будет много чего исправлено!
От себя добавим: хочется, чтобы такие вопросы все же решали поставленные во власть люди в соответствии с законами государства, а не по требованию прокуратуры. А мы, журналисты, писали не о горькой правде жизни, а о том, как хорошо и благополучно живут граждане нашей большой, многонациональной страны.