Понедельник, 21 апреля, 2025
ДомойАвторские колонкиНаше общество«Мы не позволим сделать из Казахстана вторую Украину!»: интервью с Анастасией Ахметовой

«Мы не позволим сделать из Казахстана вторую Украину!»: интервью с Анастасией Ахметовой

Одними из самых обсуждаемых новостей начала 2025 года в Казахстане, пожалуй, можно назвать сообщения, касающиеся деятельности на территории Республики Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), и связанных с ним различных неправительственных организаций.

В январе администрация президента США Дональда Трампа внезапно заморозила почти всю иностранную помощь, предоставляемую через USAID, от которой за последние десять лет Казахстан получил $151,8 млн. Немалая часть этих денег была направлена на поддержку НПО и СМИ с целью разжигания через информационное поле ненависти среди граждан Казахстана к русским, к самой России, к Китаю.

USAID

А в середине марта в МИД Казахстана создали рабочую группу для изучения проектов USAID на предмет соответствия заявленным целям, эффективности использования средств и возможных конфликтов интересов.

Что и кто на самом деле стоит за аббревиатурой USAID, и каких еще нам ожидать сюрпризов от организаций, проплачиваемых Западом и другими, претендующими на мировое лидерство государствами. Об этом мы поговорили с известным казахским политическим блогером, автором телеграм-канала «Атака» и канала в YouTube «Орда с Ахметовой» Анастасией Ахметовой.

Анастасия Булатовна, в январе было объявлено об официальном закрытии USAID. Но, по Вашему мнению, на его место может прийти какая-нибудь другая организация, или это временная передышка для Агентства, чтобы усыпить бдительность тех, кто дает им отпор в информационном поле? 

Юсаидовских выкормышей уже прибирает к рукам Европа. В своем интервью иноагентскому СМИ Ulysmedia.kz посол Европейского Союза в Республике Казахстан Алешка Симкич успокоила – «будем поддерживать». Вереницей НПО-шники потянулись в Европу на всяческие форумы и тренинги. Конечно, им страшно потерять финансирование. Свято место пусто не бывает, брошенок приберет к рукам Европа и Турция. Штаты по сути оптимизируют траты – воровали же по-черному, всё теперь будет прозрачно, на блокчейне, как обещал Илон Маск, возможно свернут финансирование пропаганды ЛГБТ, так как нынешней консервативной администрации это не близко, но я не думаю, что они уничтожат всю, наработанную за столько лет сетку из НПО и медиа.

Кто им противостоит?! Если сравнивать их мощности и наши, то можно сказать, что никто. Блогеров, кто бьет тревогу – единицы! Государство, до недавнего времени, не воспринимало эти НПО, как что-то опасное, скорее наоборот – создали локальную дочку KazAID, дав зеленый свет всем их проектам. Открытую лесбиянку, спонсируемую USAID, сделали представителем защитников прав женщин в ООН. Дошло уже до того, что они спокойно снимали видео на фоне мусульманских святынь и организовывали ЛГБТ- курылтай.

Вы ранее подчеркивали активность западных НПО в Казахстане, которые и получали финансовую поддержку со стороны США через USAID. Как теперь, по Вашему мнению, Казахстану следует выстраивать свою политику в отношении иностранных НПО, учитывая необходимость сохранения суверенитета и культурной идентичности?

В Казахстане с приходом Трампа неожиданно у мажилисменов вдруг открылись глаза на деструктивную деятельность западных НПО, на их вмешательство в нашу внутреннюю политику. Об этом заговорил госсекретарь, президент на курылтае, муфтий – глава ДУМК. Казахстану нужно воспользоваться тем, что к власти в США пришли консерваторы и под шумок принять закон об иноагентах. Чем жёстче будет этот закон – тем лучше. Насколько мне известно, такой законопроект уже готовится, то есть наши власти действуют именно в этой логике.

Активную позицию на политической арене сейчас занимает Турция, в частности, главенствуя в Организации тюркских государств, которой в прошлом году исполнилось 15 лет. Главный ее интерес – страны Центральной Азии. Как Вы считаете, каковы в настоящий момент позиции Турции в Центральной Азии? Какие, на Ваш взгляд, истинные цели преследует Анкара в этом регионе, и как это может отразиться на интересах Казахстана?

Казахстан и Турция

В Турции огромные экономические проблемы. Средняя Азия ей нужна, как территория с ресурсами, и как рынок сбыта. Турция в данном случае – это просто назначенный менеджер Британской Короны. Великий Туран – Британский проект! Сирию Турция вроде как «проглотила», «переварить» пока не удалось – так комом в горле и застряла. Пока Турция совершала имперские броски на соседние территории, прозевала собственную внутреннюю повестку, и сейчас там закручивается все очень серьезно. Не факт, что Эрдогану удастся утихомирить оппозицию и протесты. Но если придет к власти оппозиция, а она еще более прозападная, пробританская, Эрдоган считается многовекторным, то проект Великий Туран будет продвигаться с новой силой и рвением.

В свете Ваших исследований о влиянии западных неправительственных организаций на общественное мнение в Казахстане, как Вы считаете, использует ли Турция аналогичные методы для продвижения своих интересов в нашей стране?

Они используют все инструменты «мягкой силы», от СМИ, блогеров, до сети колледжей. К сожалению, многим казахстанцам уже удалось внедрить идею Великого Турана, люди не понимают целей Эрдогана, геополитических рисков, рисков утраты национальной идентичности, верят в миф о том, что на одной только языковой платформе удастся создать некий союз. Но как нет славянского союза, английского союза, так и не может быть тюркский союз! Слишком разные цели, слишком самодостаточные народы населяют Среднюю Азию, и исторически мы никогда не были с Османской Империей, и турки в большинстве своем – это криптоармяне, криптогреки, криптокурды; процентов 15-20 генетически носители тюркских гаплогрупп. Только язык сейчас говорит о том, что они когда-то были тюрками. И общность языка – это сова, натянутая на глобус! Казахи смотрят турецкие сериалы в дубляже, разница примерно, как чешский и русский – вот вам и языковое единство! С Турцией мы также исторически близки, как например с Ираном. С Ираном даже, наверное, больше пересечений: у нас дни недели персидские, мы почитаем их персоязычных ученых, некоторых даже считаем своими, празднуем древний персидский зароастрийский праздник Наурыз, топонимы в Иране созвучны нашим древним топонимам, таким как Дешт-и-Кыпшак, на территории Ирана был Улус Хулагу – часть Орды. Туран – это название древних персидских кочевых племен, но Британия не заморачивалась такими подробностями и им просто понравилось, как звучит это слово. Удивительно, но Иран нас не тащит за уши ни в какой Туран, а прав на это у него больше, чем у Турции.

Считаете ли Вы, что Казахстан должен активнее участвовать в международных организациях, таких как Организация тюркских государств, для укрепления своих позиций на мировой арене? Какие выгоды и риски Вы видите в таком сотрудничестве?

Казахстану следует быть осторожнее с ОТГ, собственно Ак Орда такую позицию и держит – дружественно-дистанцированную. Все-таки Турция – страна-член НАТО, да и глядя на геноцид алавитов в Сирии, совершаемый протурецкими прокси, бармалеями из Средней Азии, наши кое-что поняли. Мы в ОДКБ, в ШОС, ЕАЭС, теперь еще страна-партнер БРИКС. Я думаю, сейчас Казахстан в этом отношении действует правильно и очень последовательно.

Как Вы оцениваете текущую геополитическую ситуацию в мире и место Казахстана в ней? Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять нашей стране для обеспечения стабильности и процветания в условиях глобальных вызовов?

Со стороны может показаться, что Казахстан занял подчеркнуто выжидательно-нейтральную позицию. Отчасти, она такой и является, но если посмотреть глубже, то можно увидеть, что полным ходом идут процессы евразийской интеграции, просто о них не кричат. Я думаю действуют по принципу «тише едешь — дальше будешь».

Евразийская интеграция для Казахстана

Евразийская интеграция для Казахстана — жизненно важна. Это залог нашего выживания! Достаточно посмотреть на структуру нашей внешней торговли, структуру экономики. Сейчас Россия и Китай вкладываются в реальные сектора – в инфраструктуру, в производства, в энергетические проекты. Без этого всего, без сотрудничества с Россией нам не выжить. Запад же по старой, «доброй» традиции выкачивает недра и лоббирует приобретение новых месторождений, редкоземов в том числе. Вкладываться в производства здесь им не выгодно и не интересно, в их порядке, основанном на их правилах, мы должны продавать им за копейки ресурсы и покупать у них наукоемкую продукцию с высокой добавочной стоимостью, и вся наша экономика, по мнению их финансовых институтов, должна быть заточена только под эту задачу.

Только сохранение экономического суверенитета позволит сохраниться нам как государству!

Очень надеюсь, что наши власти это понимают.

В период перекройки мира не все государства останутся на карте, и не все из тех, что даже формально останутся, будут полноценными государствами, как например Ливия, Ирак, Сирия. Мало сейчас владеть территорией — нужно суметь защитить ее. Так что сейчас безопасность для государств — будет дороже всего на свете. В этом отношении мы в ОДКБ – и мы защищены!

Какова, по Вашему мнению, роль СМИ и блогеров в формировании общественного мнения в Казахстане? Какие принципы должны лежать в основе их работы для обеспечения объективности и независимости информации?

Самый главный принцип – это говорить правду и быть искренним. Я по триста раз перепроверяю информацию, о которой рассказываю, привожу скрины СМИ, отрывки из выступлений политиков и экспертов. Стараюсь подкреплять свои видео цифрами и фактами, я постоянно слушаю экспертов в любую свободную минуту, стараюсь много читать, учусь.

Насколько роль СМИ и блогеров велика, мне говорить сложно, потому что до недавнего времени 90 процентов инфополя в Казахстане было прозападным и русофобным. Такие как я, проевразийские блогеры, – нас единицы. Как будет сейчас с прикрытием целого ряда Штатовских проектов – посмотрим. Но одно я знаю наверняка, как бы то ни было, за свою Родину, за мой Казахстан, я буду бороться пока дышу! Сделать из нашей мирной страны вторую Украину мы не позволим!

У меня в России 6 семей родни, и я не могу допустить, чтобы мои родные племянники из Омска, Белгорода, Питера смотрели в прицел на моих детей. Этому не бывать!  Казахи никогда не были фашистами или нацистами, и не будут, несмотря на старания некоторых. У нас много единомышленников, этнических казахов в том числе, есть единомышленники и во власти, хотя наш нынешний Мажилис – самый национал-популистский за всю историю. Поживем – увидим. За Казахстан поборемся!

Советуем посмотреть

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

События дня

Самое популярное