Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) заявила, что Таджикистан должен либо арестовать президента России Владимира Путина, либо отказать ему во въезде в страну, если он прибудет на встречу, запланированную на 9 октября 2025 года. Это заявление стало ответом на ордер Международного уголовного суда (МУС) на арест Путина, выданный ещё в марте 2023 года.
Согласно данным Кремля, Путин собирается посетить Таджикистан для участия в саммитах Россия–Центральная Азия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в Душанбе. Однако HRW утверждает, что, по закону МУС, Таджикистан обязан арестовать президента России, если тот попадет на его территорию, и что отказ в этом случае станет нарушением международных обязательств страны как участника МУС.
Ордер на арест Путина был выдан МУС по обвинениям в военных преступлениях, связанных с депортацией детей с оккупированных территорий Украины, что стало частью более широкого расследования военных преступлений, совершенных Россией на территории Украины. HRW подчеркивает, что такие действия показывают пренебрежение страданиями жертв и нарушают обязательства страны по содействию международному правосудию.
«Если Таджикистан примет Путина без ареста, это будет прямым нарушением его обязательств по сотрудничеству с МУС», — заявила директор по международному правосудию HRW Лиз Эвенсон. Организация также отметила, что Таджикистан, ставший частью МУС в 2002 году, обязан не только арестовывать разыскиваемых, но и содействовать их передаче в суд.
Ранее только одна страна — Монголия — приняла Путина после того, как был выдан ордер на его арест, что вызвало осуждение со стороны других государств и международных организаций, включая Европейский союз.
HRW также отметила, что последние годы в Таджикистане усилились репрессии против инакомыслия, с арестами оппозиционных активистов, журналистов и блогеров. В апреле этого года коалиция НПО и оппозиционных групп подала в МУС жалобу на президента Таджикистана Эмомали Рахмона, обвиняя его в преступлениях против человечности, включая произвольные задержания, пытки и преследования политических оппонентов.
Вопрос о том, какие меры примет МУС в отношении Таджикистана, остаётся открытым, однако HRW и другие международные организации продолжают настаивать на необходимости соблюдения международных обязательств Таджикистана в сфере правосудия.