Одним из важных политических событий этой недели в Казахстане, безусловно, станет официальный визит в РК президента Исламской Республики Иран Масуда Пезешкиана.
На 10–11 декабря запланированы переговоры главы ИРИ с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, которые будут посвящены обсуждению вопросов укрепления торговоэкономического взаимодействия между двумя странами, а также развитию транспортно-логистических маршрутов и расширению культурно-гуманитарных связей.
От пшеницы до фисташек

То, что касается торговых отношений между нашими странами, — здесь в целом отмечается поступательное развитие: с января по октябрь товарооборот увеличился почти на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив $357,4 млн. Это произошло из-за резкого роста экспорта – в 2,5 раза, до 996 тыс. тонн на $205,5 млн.
Больше всего Иран закупает у казахстанских фермеров ячмень, пшеницу, чечевицу и хлопковое волокно.
А Казахстан стал активнее покупать у Ирана молочную продукцию: сыр, сливочное масло, свежее, сгущенное и сухое молоко. А еще на 44% выросла закупка миндаля и фисташек. Конечно же это не единственные показатели торговых отношений между нашими странами, но на сегодняшний день самые показательные.
Всеобъемлющее партнерство
Эксперты отмечают, что сегодня Иран уверенно переходит к активному участию в евразийской интеграции.

Так, например, в январе 2025 года Иран получил статус наблюдателя в Европейском экономическом союзе, а уже в мае между ИРИ и странами, входящими в ЕАЭС, начало работать полноформатное соглашение о свободной торговле, что, вполне возможно, в будущем приведет к многократному увеличению взаимного товарооборота, в том числе и с Казахстаном.
В январе этого года президент Масуд Пезешкиан совершил официальный визит в Москву, завершившийся подписанием с главой РФ Владимиром Путиным Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который символизирует не только новый этап в отношениях двух стран, но и открывает перспективы для всестороннего сотрудничества с Ираном центральноазиатских государств – от военно-политического и торговоэкономического, до научно-образовательного и культурного взаимодействия.
Вполне возможно, визит в Астану также завершится подписанием Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве ИРИ и Казахстана, что подтверждает и обозначенный для переговоров круг вопросов.
«Соглашения Авраама», как камень преткновения

По мнению ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД России Александра Князева, в числе прочих президенты Токаев и Пезешкиан обсудят и историю с присоединением Казахстана к «Соглашениям Авраама».
«Соглашения Авраама» — это дипломатическая инициатива США, направленная на развитие сотрудничества Израиля с арабскими и мусульманскими странами.
Первые соглашения были подписаны еще в первый срок президентства Дональда Трампа, но после его ухода из Белого дома инициатива была свернута. Вернувшись в Белый дом Трамп реанимировал данную инициативу, и по итогам проходившего в ноябре этого года в Вашингтоне саммита «Центральная Азия + США» (С5+1) объявил о том, что к «Соглашениям Авраама» присоединился Казахстан. Так, наша Республика стала первой страной, присоединившейся к проекту по урегулированию палестино-израильского конфликта после начала войны в Газе. Это произошло 6 ноября 2025 года.
«Хотя история с присоединением Казахстана к «Соглашениям Авраама» вызывает определенное напряжение в Иране, вполне вероятно, что разговор об этом (скорее, конечно, в закрытой части повестки) состоится и в Астане, – подчеркнул Александр Князев. — Маневрирование между интересами мировых и региональных держав становится все более сложным, это требует своевременного и адекватного реагирования в режиме, условно говоря, «без права на ошибку». Иран – региональная держава, по многим аспектам важная для всей Центральной Азии. В свою очередь, положение самого Ирана после июньской 12-дневной войны также усложнилось, и есть запрос на подтверждение уровня отношений не только с прямыми союзниками, но и со странами в региональном окружении. Конечно, от Казахстана, как и от других стран Центральной Азии, таких рисков, как, в частности, от Азербайджана с его израильскими и вообще западными связями, ждать не приходится».
Нас объединяют общие интересы

Эксперт считает, что для Ирана сейчас важны любые внешние точки опоры – хоть большие, хоть малые, поэтому президент ИРИ и совершает официальные визиты в различные страны — в первую очередь те, с которыми Иран объединяют общие интересы.
«Например, развитие восточной ветки МТК «Север–Юг». В силу многих причин развитие как западной ветки этого коридора, проходящей через Азербайджан, так и морской – непосредственно по Каспию затруднено, что актуализирует именно железнодорожный маршрут Россия–Казахстан–Туркменистан–Иран, имеющий пока наибольшие перспективы, но требующий для развития и совместного приложения сил, — утверждает Александр Князев. — Присоединение Ирана к Зоне свободной торговли ЕАЭС – важная тема и двустороннего сотрудничества ИРИ со странами – участницами союза. Сближение Ирана с ЕАЭС и военно-политическое положение на Ближнем Востоке рано или поздно актуализируют и вопросы сотрудничества в этой сфере, например, с ОДКБ, к которой Иран уже некоторое время проявляет интерес и в которой участвует Казахстан».
Таким образом, визит в Астану президента Ирана станет еще одним этапом в расширении рамок многовекторности внешней политики Казахстана, который, безусловно, поспособствует решению многих важных для нашей страны задач.
